Алтайский государственный педагогический университет

» » Обращение С.П. Титова к учителям, едущим работать в село

Обращение С.П. Титова к учителям, едущим работать в село

Титовские педагогические чтения / Обращение С.П. Титова к учителям, едущим работать в село

Обращение С.П. Титова к учителям, едущим работать в село

(встреча в редакции "Комсомольская правда")

Дорогие товарищи!

Сегодняшняя встреча с вами напомнила мне мою далекую юность. Глядя на вас, я рад пережить то особое, что испытывал очень давно, когда, как и вы сегодня, принимал от старших товарищей учительскую эстафету.

Всякое было в жизни и в работе, однако те добрые слова напутствия, что были нам щедро сказаны, вспоминались позднее при случае и служили как бы огоньком, у которого можно погреться и подумать над тем, что ждали от нас взрослые и дети.

Вы едете работать в сельские школы, окажетесь в разных условия. Не думаю, что неподходящие условия есть что-то неизменное, однако считаю, что они непременно изменятся к лучшему при вашем активном участии. Такую уверенность мне дают наблюдения и годы работы в селе. Все, что вы увидите в деревне теперь, не идет ни в какое сравнение с тем, что видел я в начале своей учительской работы.

Пользуясь случаем, хотел бы познакомить вас со своеобразной работой учителей 20-х годов.

В то время учитель в селе выполнял объемную и разнообразную работу: первым включался в ликвидацию неграмотности, готовил из мало грамотных крестьян культармейцев, занимался в самодеятельности.

Школа была местом, где после трудового дня собирались крестьяне "послушать газету", книгу, беседу о болезнях и их предупреждениях. Медицинских работников, которых было так мало, заменял учитель. Таким факелом культуры на селе был и мой первый учитель.

Теперь, с появлением радио, телевидения многие задачи сняты с плеч учителя. Теперь учитель не одинок: агроном, зоотехник, врач, библиотекарь, завклубом, педагогический коллектив, сельская парторганизацня – вот то ядро, влияние которого много значительнее. Однако, по пристрастию, что ли, первую роль я вижу за учителем.

Учитель стоит как бы у колыбели формирования понятий ребенка. Он же кажется мне своеобразным фильтром против худого, что просачивается в коллектив детей. Обилие теле- и радиоинформации – несомненное благо наше, однако, и тут надо помочь ребенку разобраться, отделить нужное от наносного, серьезное от пустой забавы, научить смотреть и слушать. Это сделает учитель, так как его работа связана с таким периодом жизни человека, когда управление ростом - самое серьезное дело.

Когда студенты-медики получают диплом, то дают клятву высоко нести честь врача. Будущие учителя такой клятвы не дают. Возможно, в этом нет необходимости, но мне хочется, чтобы вы сегодня сами себе дали клятву высоко нести честь народного учителя, так как не ошибусь, если скажу, что от учителя во многом зависит моральное здоровье его питомцев, история нашего государства.

Как я уже говорил, что не везде вы встретите благоприятные условия, но встречу с коллективом детей, где будет разнообразие характеров, наклонностей, способностей – эту встречу всегда можно предвидеть. Хотелось бы видеть в вас следопытов детских душ.

Вам придется быть и классными руководителями и старшими пионервожатыми. Придется встретиться с многими вопросами, а одни из них для детей самый притягательней – космонавты!

Ребята хотят переписываться с космонавтами, получить автограф, разрешить спор, создать космический уголок, научиться мужеству, воспитать волю, какие предметы учить прилежнее, чтобы стать космонавтом. Надо умело руководить этими интересами. Надо непременно подумать, чтобы не превратить интерес в мероприятие, временное увлечение, использовать связь в воспитательной работе, вызвать тягу к знанию.

Весьма признателен за внимание к моему слову. Хотелось бы, чтобы от добрых и искренних пожеланий старших товарищей у вас появилось хорошее настроение перед долгой дорогой к месту работы, где вас очень ждут, где вы так нужны!

В добрый путь к сельским детям!

Лето 1969 года