Алтайский государственный педагогический университет

» » Обращение С.П. Титова к студентам Барнаульского государственного педагогического института

Обращение С.П. Титова к студентам Барнаульского государственного педагогического института

Титовские педагогические чтения / Обращение С.П. Титова к студентам Барнаульского государственного педагогического института

Обращение С.П. Титова к студентам
Барнаульского государственного педагогического института

Дорогие друзья!

Ваше намерение поговорить о роли учителя в наши дни вполне понятно, тем более, что недалек срок, когда надо будет открыть дверь школы и встретиться в детьми, с коллективом учителей, принять условия не всегда желаемые, разобраться в обстановке и по мере сил своих начинать влиять совместными усилиями на учеников, окружающую среду, даже на себя. Это схематическое представление о пути учителя и работе в жизни.

У каждого молодого учителя так все и должно произойти, а дальше будет вносить поправки сама жизнь, работа.

Свой разговор вы называете диспутом. Предполагается, стало быть несколько точек зрения по этому делу. Конечной целью разговора, видимо, будет установление какого-то общего мнения, что вполне возможно оправдано. На диспуте вы припомните своих учителей, расскажете, что они для вас значили.

Думаю, что перед диспутом вы познакомились с книгой А. Млынека "Учитель в моей жизни", и потому кое-что стало ясным, по крайней мере, до встречи со школой.

Какими бы мне хотелось видеть вас не только как преподавателей, но и как учителей?

Преподаватель – специалист узкого круга знаний, учитель – человековед, следопыт детских душ и (не могу обойтись без мало употребляемого слова, но определяющего всю суть понятия) – наставник.

Одним из преподавателей школьных дисциплин окажетесь вы в свой срок, но, решая свою задачу, не забывайте общей, "впишитесь" в коллектив не безликой единицей – учителем! Не огорчайтесь, что не все сразу и хорошо удается. Нужно время и ваше желание. Институт даст вам право на работу в школе, а стать учителем – зависит от вас.

Давно уже говорят по поводу объема образования в наше время. Кто практически более полезен: узкий специалист или специалист с широким общим образованием? Думаю, что в любой отрасли предпочтительней последний, а в школе – тем более: там воспитывается человек.

В повседневных заботах и делах мы забываем о том дальнем прицеле, ради которого пришли в школу: не только загружать голову ребенка знаниями, а постараться угадать способности маленького человека, в течение нескольких лет проследить то скрытое течение наклонности, чтобы по выходе из школы посоветовать, в чем испробовать силы. Потому надо прекрасно знать свой предмет, уметь учить ему ребят и быть готовым к встрече с законным детским любопытством, не имеющим отношения к вашему предмету.

Пусть не покажется вам это утверждение странным. Бывает всякое. Даже такое, как утверждал П.Л. Чебышев, что учительница музыки своими уроками более всех иных учителей сделала из него то, чем он был в своей плодотворной жизненной деятельности.

Мы многим учителям обязаны своим воспитанием, но на всю жизнь запоминаем того, кто не только на уроках, а обликом своим, своей жизнью повлиял на нас, очертил контур нашего будущего, повернул к нему лицом.

Одаренные дети видны, они сказываются сами, а ведь большинство обычных детей со слабыми и средними способностями, которые долго могут находиться в зачаточном состоянии, требуют постоянного и серьезного внимания. Им ведь тоже надо помочь раскрыться в меру их возможностей. В этом я вижу самое важное предназначение учителя.

Хотел бы видеть вас увлеченными своим предметом. Никого не воспламенить, если сам не горишь! Желал бы, чтобы вы постоянно искали методы и приемы лучшего обучения, чтобы работа стала для вас творчеством – и тогда испытаете радость несравненную.

Творческого труда коснулся потому, что это проблема не только наших дней. Труд не по обязанности, а в свое удовольствие – это полновесное счастье человека. О роли такого труда в вашем учительском деле говорил Вахтеров, возведя его до понятия "искусство".

"Если обучение – искусство, то это высшее из всех искусств, потому что оно имеет дело не с мрамором, не с полотном и красками, а с живыми людьми. И тогда школа является высшей художественной студией, и учителю, как художнику, должен быть предоставлен известный простор и свобода творчества... Что бы мы сказали, если бы поэту, художнику, композитору давались начальством темы и детальные указания? Без простора нет творческой деятельности!"

В подтверждение этой мысли не лишне выслушать Эйнштейна: "Опыт моей юности прекрасно показал.., что широкая свобода, представленная учителю в выборе учебного материала и учебного метода, может сделать труд учителей и учеников созидательным и радостным; никаким мелочным регламентированием добиться этого невозможно, ибо человек – не машина; если отнять у него возможность самостоятельного становления и свободу суждений, он погибнет".

Эта проблема ждет вас. Ее решали до нас, решало учительство моего поколения, будете решать вы. Решить ее необходимо.

Вам предстоит учить детей самостоятельному мышлению. Это труднее, вероятно, чем произношение в английском языке. Произношению вас научат, а как работаете над развитием своего мышления? У вас нет такой дисциплины, а потому диспут послужит полезному делу. Приветствую его! Учитесь слушать, отстаивать свою точку зрения, соглашаться с разумным, уметь отказаться от ложных убеждений. Не бойтесь вынести на суд мнение, противоречащее признанной истине, так как, по словам одного ученого, «Для развития науки нужны факты, противоречащие законам». Диспут – это факультет развития мышления, приобретения собственного лица.

Немаловажное качество – этo постоянная работа над собой путем самообразования. Это как раз та живая вода, что создает условие для творческого труда.

Хотел бы я, очень хотел, чтобы всю вашу трудовую жизнь не покидал вас огонек мысли, чтобы вы смогли испытать чувство неудовлетворенности собой – самый лучший показатель профессиональных и человеческих качеств.

Работа учителя наших дней сложна и разностороння. Наше время перенасыщено событиями и открытиями. При обилии всевозможной информации сегодняшний первоклассник более развит, чем ребенок того же возраста лет десять назад. Это большое подспорье для учителя, но и новая проблема. Перенасыщенность детской головы сведениями и впечатлениями иногда порождает леность мысли, верхоглядство, а порой и духовное иждивенчество. В сфере материального благополучия, столь законного и желаемого, таятся свои изъяны.

Поэтому учитель наших дней – это учитель, воспитывающий новое поколение в условиях фантастических достижений современной науки и родимых пятен капитализма.

Вот такими хотелось бы вас видеть, дорогая наша смена. Такими вы должны быть!

Спасибо за приглашение к диспуту. Тут, видимо, не обошлось без участия Константина Ивановича. Передайте ему привет.