Алтайский государственный педагогический университет

» » » Окружной краевой семинар по проблеме «Управление качеством образования»

Окружной краевой семинар по проблеме «Управление качеством образования»

Региональная межвузовская лаборатория управления развитием образования / Работа лаборатории
 Окружной краевой семинар по проблеме «Управление качеством образования»С основным докладом по проблеме «Управление качеством образования» выступила Церникель Лилия Анатольевна и предложила алгоритм действий по управлению качеством образования (фрагмент из доклада):

Действие 1. Сбор информации от потенциальных социальных заказчиков. В данном действии исследуются документальные источники (госстантарт, требования федерального министерства и региональных органов образования), но и самостоятельно изучаются требования (ожидания, пожелания) родителей, местной общины, религиозных конфессий, армии, высшей школы, учителей, самих учащихся – всех возможных социальных заказчиков.
Действие 2. Формулирование социального заказа – это прерогатива директора школы. В данном случае не исключает его консультаций с различными субъектами внутри – и внешкольного управления (педсовет, управляющий совет, проектная группа, органы власти муниципального уровня и др.)
Действие 3. Определение предпочтительной миссии школы. Исходя их обобщенных требований социального заказа конкретной школы и с обязательным учетом требований социального заказа, а также знания образовательных услуг, оказываемые другими школами, учреждениями дополнительного образования входят в территориальную (городскую, районную) образовательную систему. Иначе говоря: определение миссии своей школы должно осуществляться обязательно в рамках территориальной образовательной системы. Руководитель и учителя должны решить, для каких детей будет предназначено их образовательное учреждение, такова будет и миссия.
Действие 4. Соотнесение выбранного варианта миссии с имеющимися возможностями территориальной образовательной системы и корректировка на этой основе выбранных практик и результатов образования. Дело в том, что в зависимости от ситуации решаем этот вопрос (число детей нуждающихся в специальном обучении, кадровых, финансовых, материальных и др. возможностей) может быть принято решение об открытии коррекционных классов или классов с углубленным изучением ряда предметов, классов спрофилированных на ту иди иную профессию или потребность. В зависимости от этого и результаты образования прогнозируются разные.
Действие 5. Выбор типа управления, ориентированного на процесс или на результат. Обращаем внимание руководителей и учителей на очень важный и ответственный выбор (характер жизнедеятельности школы, всех ее сотрудников и учащихся). При процессной ориентации школа остается в прежнем, консервативном, в конечном счете – стангнирующем режиме жизни. При ориентации на результат управление становится исследовательским по сути, и школа наверняка вынуждена будет перейти в инновационный режим работы, то есть в режим развития.
Выбор типа управления, ориентированного на результат, автоматически определяет специальную новую дополнительную работу по управлению качеством образования. Такие решения приносят успех только при мотивационном, эмоциональном, организационном, волевом в целом психологическом единстве педагогического коллектива.
Действие 6. Выбор образовательной парадигмы, на основе которой будут строиться содержание, методы, формы, организация образовательного процесса в избранном по миссии и виду учреждении. Концепция модернизации российского образования важной задачей определила качество образования. Не случайно Россия подписала Болонский договор, где важным подходом в обучении и воспитании учащихся является компетентностный подход, который должен взаимодействовать с личностно-ориентированным подходом, так как личностно-ориентированная парадигма дает более качественное образование, учитывая способности, возможности, склонности ребенка и интерес к будущей профессии.
Действие 7. Определение (название, формулирование параметров, по которым будут оцениваться результаты образования, образ выпускника (охарактеризованный в этих параметрах). Чем больше будет выбрано параметров, тем полнее и точнее будет оценка качества образования. Принципиально важно, чтобы эти параметры были названы в начале учебного года, то есть до начала образовательного процесса, ибо опираясь на этот перечень, ученики и учителя могут прогнозировать цели, а не подстраивать их потом под то, что получилось ради демонстрации положительных итогов.
Действие 8. Разработка и реализация методики диагностики личности каждого ученика по параметрам приведенным в действиях, если школой выбрана та или иная образовательная практика: когнитивная, субъектная, самоопределение, креативная, именно в рамках личностно-ориентированного подхода.
Действие 9. Прогнозирование целей (результатов) образования каждого ребенка в соответствии с выбранными параметрами. Это тоже самое, что операциональное задание целей по каждому ребенку (но не будем забывать, что мы сейчас только регистрируем результаты образования – те, что получились, а не управляем качеством. Только при прогнозировании, при операциональном задании целей, мы вынуждены будем предпринимать специальные управленческие действия, которые с максимальной возможностью гарантировали бы прогнозируемый результат). Это один из важнейших и сложнейших элементов управления качеством образования. Хотелось бы, чтобы прогноз результатов в форме операционально заданных целей объявлялся ученику, (а еще лучше – формулировался вместе с учеником, чтобы они осознанно участвовали в достижении результатов) и их родителям до начала образовательного процесса.
Действие 10. Соотнесение желаемых результатов с имеющимися и режимом жизнедеятельности школы. Предлагается два варианта. Первый: школа продолжает работать в режиме функционирования и либо просто переходит с управления, ориентированного на процесс, на управление ориентированное на результат (предполагается, что желаемый результат совпадает с тем, что получался прежде, но не фиксировался); либо школа, продолжая работать в режиме функционирования в качестве операционально заданной цели ставит оптимальный (максимально возможный для имеющихся условий в ОУ) результат без освоения каких либо новшеств. Второй: школа и прежде осуществляла управление, ориентированное не на процесс, а на результат. В этом случае, руководители ОУ ставят для себя качественно новые операционально заданные цели (то есть результаты), предполагающие развитие всех объектов и субъектов образовательного учреждения. На наш взгляд второй вариант будет побуждать педагогический коллектив, управленцев школы работать по новым современным технологиям и получить образование нового качества.
Действие 11. Сравнение полученных результатов образования с операционально поставленными целями, то есть с прогнозом. Если полученные результаты не соответствуют прогнозу (то есть целям), то далее последовательно выполняется процедура (организационный механизм) проблемно-ориентированного анализа.
Действие 12. Формулирование проблем результатов на основе расхождения планируемых (желаемых) и имеющихся.
Действие 13. Выявление недостатков (проблем) учебно-воспитательного (образовательного) процесса, из-за которых возникли проблемы результатов.
Действие 14. Выяснение проблем условий (научно-методических, кадровых, финансовых, материальных, нормативно-правовых, мотивационных, временных, из-за которых возникли проблемы образовательного процесса).

Программа семинара была интересной и насыщенной:
 

 № п/п  Время  Содержание
 1.  10.00-10.10  Приветствие руководителей базовых школ Барнаульского образовательного округа Алтайского края.
Полосина Наталья Владиславовна, председатель комитета по образованию администрации г. Барнаула, руководитель Барнаульского школьного образовательного округа

 2.  10.10-10.25  Лицей « Сигма» - базовая школа Алтайского края
Карбышев Владимир Геннадьевич, директор МБОУ « Лицей « Сигма»

 3. 10.25-10.45   Управление качеством образования в общеобразовательной школе
Церникель Лилия Анатольевна, заместитель заведующего Региональной межвузовской лаборатории « Управление развитием образования», кандидат педагогических наук, профессор АлгГПА

 4. 10.45-11.00   Стратегия управления ОУ на основе системы менеджмента качества
Дудкина Надежда Геннадьевна, зам. директора по УВР МБОУ « Лицей « Сигма»

 5.  11.00-11.10  Управление непрерывным образования в системе «вуз- школа»: День науки в округе
Кунгурова Ольга Фридриховна, кандидат философских наук, доцент, зам. начальника управления непрерывным образованием АлтГУ

 6.  11.10-11.25  Дорожная карта Комплексного плана действий опорной школы округа (из опыта реализации проекта ННШ « Новая профильная школа»)
Малько Галина Николаевна, директор МБОУ « СОШ № 107»

 7.  11.25-12.00  Кофе-пауза
 8. 12.00-12.10   Программа непрерывного повышения квалификации в округе ( 2011- 2013 гг): окружные научно методические семинары для учителей»
Шуляпова Елена Александровна, зам. директора по УВР МБОУ « Гимназия № 131»

 9. 12.10-12.20   Панарама окружных мероприятий для обучающихся: опыт МБОУ « СОШ № 89 2011- 2013гг»
Кретова Наталья Владимировна, зам. директора по ИКТ, Никитеева Ольга Витальевна, зам директора по НМР МБОУ « СОШ № 89»
 

 10.
 12.20-
 13 00.
 Сетевое взаимодействие ЦРТДиЮ с ОУ округа №3 Ленинского района г. Барнаула
Черникова Ольга Анатольевна, директор, Предко Ирина Викторовна, зам. директора по УВР МБОУ ДОД «ЦРТДиЮ Ленинского района»

 11.  13.00-13.30  Обсуждение проблемы семинара ( выступления, вопросы, ответы)
Участники краевого семинара

 12.  13.30-13.40  Подведение итогов семинара
Полосина Наталья Владиславовна, председатель комитета по образованию администрации г.Барнаула


В заключении семинара участников приветствовали учащиеся МБОУ «Лицей Сигма» концертом.

 Окружной краевой семинар по проблеме «Управление качеством образования»  Окружной краевой семинар по проблеме «Управление качеством образования» Окружной краевой семинар по проблеме «Управление качеством образования» 

 
 
 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.