Алтайский государственный педагогический университет

» » » «Ему судьба готовила путь славный, имя громкое…»
10 декабря исполняется 200 лет со дня рождения русского поэта Николая Алексеевича Некрасова.
Так уж получилось, что юбилей поэта оказался заслоненным другим – юбилеем Ф.М. Достоевского, писателя с мировым именем.
Литературные репутации – вещь изменчивая: сначала возносят до небес, потом свергают, растаптывают. Середина XIX века – взлет Некрасова, середина XX – начало поры забвения. И взлеты, и падения связаны с внелитературными факторами – в XIX веке с расстановкой сил на политической арене страны, в XX – с началом «освобождения от догм», идеологических ярлыков и стереотипов.
Умница Некрасов даже в период своего признания написал статью под названием «Русские второстепенные поэты», где очень точно показал специфику таланта и Ф. Тютчева, и А. Фета, понимая, что никакие они не «второстепенные».
Некрасов, который в поисках себя прошел через искус подражательства (В.А. Жуковский ведь, прочитав его сборник «Мечты и звуки», посоветовал не печатать его, чтоб потом не было стыдно), а потом через «натуральную школу» с ее прямолинейными трактовками человека, вдруг в «панаевском цикле» заново открывает для себя стихию переживаний, связанных с любовью. И хотя в историю литературы он вошел как первооткрыватель «прозы любви», на самом деле любовное чувство, им запечатленное, – это своеобразное возвращение к началу XIX века, к пушкинскому пониманию любви в ее непредсказуемости, неоднозначности и сложности.
Для меня открытие Некрасова связано с именем моего Учителя – Н.Н. Скатова, научного руководителя моей докторской диссертации, в то время директор ИРЛИ – Пушкинского Дома (в конце октября, к сожалению, покинувшего этот мир). Волжанин, родом из Костромы, Николай Николаевич очень трепетно относился к поэту, написав о нем биографическую книгу (в ней много документов, расшифровывающих личность поэта) и литературоведческие статьи, которые «тянут» на монографию. Сознавая, что «страдание» – тема, сквозной мотив, поэтический принцип Некрасова, он показал, как в лирике поэта «чужая боль», поначалу воспринимаемая сторонне, становится «своей». В этом весь Некрасов.
В Литературной гостиной, представленной в формате видео, студенты 3 курса ведут разговор о «необычном» Некрасове – человеке, раздираемом противоречиями, живущим оголенными нервами и на разрыв аорты, изученным бесконечными сомнениями, даже в собственном даре, кающимся в «грехах», но при этом все-таки, наверное, счастливом… К спору о Некрасове они предлагают присоединиться всем желающим.
Г.П. Козубовская

PS. С интересом посмотрела фильм, подготовленный студентами Ярославского ун-та. Есть интересные моменты: великолепные пейзажи родного края, традиционный для ТВ прием - чтение по одной строке разными людьми поэмы "Кому на Руси жить хорошо" (современно звучит, особенно, когда Некрасова читают хорошо одетые мужики в черных очках и на новеньких машинах!), удачный ход - иллюстрирование по ходу чтения поэзии (карандаш и линия), есть замечательный кадр - портрет поэта, написанный художником И.Крамским, на который накладывается водная рябь...
Мои студенты тоже готовят к юбилею поэта видеофильм, который можно будет посмотреть в начале декабря. У нас острее, полифоничнее, более полемично. И лиричнее... Напомню, что статья Н.Н. Скатова называлась "Почему мы не любим Некрасова7". Да и Л.М. Лотман всегда говорила: "Не трогайте Некрасова..."
Фильм можно посмотреть по ссылке: Я песни Родине слагал. К юбилею Николая Некрасова.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.