Алтайский государственный педагогический университет

» » » » "70 шагов к Победе", шаг 59
Война - самое трагическое событие в жизни людей. Она несет с собой боль и утрату, жестокость и разрушение, страдание многих людей и в первую очередь детей.
 
В годы Великой Отечественной войны проявились лучшие качества советского народа: патриотизм, сплоченность, самопожертвование и гуманизм, которые испокон веков вызывали в мире восхищение и уважение.  Особенно ярко эти качества проявились по отношению к детям. Маленькие граждане страны оказались в условиях войны в особенно тяжелом положении. Они встретили войну в разном возрасте. Кто-то грудным младенцем, кто-то подростком, кто-то был на пороге юности. Война застала их в пионерских лагерях и туристических походах, в городах и маленьких поселках, дома и в гостях у бабушки, на переднем краю и в глубоком тылу.
 
Страна подверглась нападению фашистской Германии и, оказавшись в тяжелейших экономических условиях, смогла сохранить и защитить самое ценное, что у нее было - детей.
 
Осуществление государственной политики по охране детей и подростков, напряженная и многогранная деятельность Советского правительства по руководству народным образованием в годы войны составляют славную и важную страницу отечественной истории. Одной из главных отличительных черт этой деятельности было то, что, несмотря на беспощадно суровые условия военного времени, она была пронизана глубоко гуманной и всесторонней заботой о подрастающем поколении, всей своей сущностью была обращена в будущее.

В формировании государственной политики по охране детства и юношества в 1941-1945 гг. можно выделить следующие направления: политика партии и правительства по охране жизни и здоровья детей и подростков, в области школьного сельского строительства (всеобуч, создание школ рабочей молодежи), меры по борьбе с беспризорностью и безнадзорностью, разработка законодательства в отношении детей и подростков. 
 
Среди важных социально-политических проблем  уже в первые дни войны была   забота Советского государства о подрастающем поколении. Советское правительство разработало и, совместно с общественными организациями, осуществили программу действий, направленных на предотвращение роста детской беспризорности и безнадзорности, на создание необходимых условий для устройства, обучения и воспитания осиротевших детей. Весь комплекс проблем эвакуации, приема, устройства детей, потерявших родителей, получил государственно-правовую основу в ряде правительственных документов, важнейшим из которых было постановление Совета Народных Комиссаров СССР от 23 января 1942 г. «Об устройстве детей, оставшихся без родителей». Одной из составных частей программы спасения подрастающего поколения в годы войны была эвакуация детей из фронтовых и прифронтовых районов в тыл страны. В первые месяцы войны шла активная эвакуация в советский тыл детей-сирот в составе детдомов, интернатов.

На территории Западной Сибири, несмотря на трудности военного времени, удалось сохранить сеть детских учреждений и даже несколько расширить, ибо повышенного внимания требовали эвакуированные и осиротевшие дети. Как и вся Россия, Алтайский край жил по законам военного времени, все отдавая единому делу – спасению Отечества. С первых дней войны в наш край стали прибывать эшелоны с эвакуированными детьми. Размещали детей по всему краю. 
Особое внимание уделялось детям, чьи родители сражались или погибли на фронте. До войны на Алтае было 47 детских домов, в которых воспитывалось 3900 ребят. С августа 1941 г. они стали прибывать из прифронтовых районов. За период войны в край было эвакуировано 46 детдомов и 37 детсадов, всего 11,5 тыс. детей.

Росло количество малолетних сирот местного населения. По инициативе комсомольцев и молодежи для них были созданы 27 детдомов. К концу 1944 г. в крае насчитывалось 126 детских домов на 13700 ребят, 280 детских садов на 15300 воспитанников, 21 молочная кухня. Действовали 6 приемников-распределителей и 5 лечебных детских домов. Только в 1944 г. 5366 мальчиков и девочек были усыновлены, патронированы или взяты под опеку. (Материал взят с сайтаhttp://evdokimov.ru/)

Государственным архивом Алтайского края выявлено решение Алтайского крайисполкома от 29 августа 1942 года № 640 "О размещении детей, эвакуированных из Ленинграда" в количестве 3 тыс. в 19 районах края: Алтайском, Грязнухинском, Змеиногорском, Новичихинском, Усть-Калманском, Краснощековском, Благовещенском, Ойротском, Карасукском, Поспелихинском, Белоглазовском, Егорьевском, Курьинском, Солтонском, Панкрушихинском, Родинском, Михайловском, Угловском и Баевском. 
Согласно докладной записке Алтайского крайоно на конец октября 1942 года в Алтайский край прибыли по эвакуации 43 детских дома и в них 5070 человек. Детей везли из Киева, Калинина, Смоленска, Ростова, Крыма, Днепропетровска, Орджоникидзе, Грозного. Но больше всего было эвакуировано детей из Ленинграда. 

На декабрь 1942 года в Алтайском крае было размещено 4714 ленинградских детей, в том числе из детских домов 1532 человека. Всего же на конец 1942 года на Алтае приняли 88 детских домов, около 10000 человек. 
По документам краевого архива установлено, что первый эшелон из Ленинграда прибыл 16 сентября 1942 года, в его составе было эвакуировано 13 детских садов, 772 ребенка разместили в Благовещенском, Карасукском, Красноозерском, Родинском и Михайловском районах. 152 ребенка двух детских садов привезли в Змеиногорск и с. Старая Алейка Змеиногорского района. 16 сентября 1942 года было принято еще одно решение Алтайского крайисполкома № 688 "О размещении прибывающих домов малюток" в количестве 350 детей в возрасте до 3-х лет. Для их размещения были определены Троицкий район – 250 человек и Поспелихинский район – 100 человек. 

Вторым эшелоном 26 сентября 1942 года было доставлено из Ленинграда 1029 детей из 13 детских садов. Детей по районам края доставляли на подводах, реже – на машинах. Как сообщалось в докладной записке, "состояние здоровья прибывших детей в основном удовлетворительное, эпидемических и инфекционных заболеваний в детских учреждениях нет, за исключением случаев дистрофии". 
В составе третьего эшелона, прибывшего в г. Новосибирск 16 октября 1942 года, кроме 7 детских садов были эвакуированы два детских дома. Из Новосибирска детей отправили на теплоходе для размещения в Баевском, Каменском, Завьяловском, Панкрушихинском и Тюменцевском районах. Предположительно, в составе последнего эшелона прибыл и Васильево-Островский детский дом, который был размещен в селе Н-Боровлянка Троицкого района Алтайского края. 

Краевым архивом также выявлено решение Алтайского крайисполкома от 31.05.1945 № 595 о проведении реэвакуации детей, родители которых или лица их заменяющие проживают в Ленинграде, а также детей сирот в возрасте 14 лет и старше для определения их в ремесленные училища и школы ФЗО. Реэвакуация планировалось на июнь-июль 1945 года. Количество таких детей составляло 3 тысячи из 34 детских учреждений. Вместе с детскими учреждениями возвращались учителя, воспитатели, врачи, медицинские сестры, технические служащие, их дети и иждивенцы в количестве 700 человек. Таким образом, реэвакуации подлежало 3700 человек. 
(Материал взят с сайтаhttp://amic.ru/news/)
 
Алтайский «Артек»
 
 
Грозные годы Великой Отечественной войны были временем проверки стойкости и мужества не только взрослых, но и детей. Ребята, которые получили путевку в «Артек» в июне 41-го, не знали о том, что она станет самой длинной путевкой в их жизни.
20 июня 1941 года в «Артеке» проходил очередной заезд лагерной смены. 22 июня, в воскресенье, ждали гостей из Гурзуфского военного санатория, но гости — командиры Красной армии почему-то не приехали. Во время второго завтрака ребята услышали позывные радио Москвы и правительственное сообщение о вероломном нападении гитлеровской Германии на нашу страну.
Уже в первый день войны «Артек» завалили телеграммы. По всей стране волновались родители: что будет с ребятами? И с первых же дней небольшими группами ребята в сопровождении вожатых и работников лагеря стали разъезжаться по своим областям.
Дольше всех жили у моря пионеры из Прибалтики, Белоруссии, Западной Украины, Молдавии. Им некуда было ехать, и никто не приезжал за ними: на родной их земле уже гремели бои.

ЦК ВЛКСМ и Наркомздрав СССР приняли решение сформировать из этих ребят специальную группу и эвакуировать из «Артека». 200 артековцев начали путешествие дорогами большой войны по маршруту: «Артек» — Симферополь — Москва — Горький — Казань — Сталинград — ст. Нижнее-Чирская — Сталинград — Фролово («Серебряные пруды») — Камышин — Казань — Уфа — Омск — Новосибирск — Барнаул — Бийск — Белокуриха. От «Артека» до Белокурихи — 7750 км. Долгих 16 месяцев добирались из Крыма на Алтай, в Белокуриху, где с 11 сентября 1942 года по 12 января 1945 года находился Всесоюзный пионерский лагерь «Артек», который стал называться алтайским «Артеком».
Вожатая Нина Храброва в книге «Мой Артек» так вспоминала дни пребывания в Белокурихе: «Красота, величие и спокойствие Алтая бальзамом утолили наши усталые от странствий души. Мы успокоились. Поняли, что осядем здесь, и что будет нам здесь хорошо, что ребята станут ходить в школу…»

За период существования «Артека» в Белокурихе в нем отдохнули около 500 детей из городов Сибири. А для тех, кто приехал еще из Гурзуфа, смена оказалась самой длинной за всю историю «Артека» — четыре года. Артековцы заработали 116000 рублей, купили и подарили танкистам танк Т-34, о чем было сообщено Верховному главнокомандующему. Вскоре пришла правительственная телеграмма с благодарностью пионерам «Артека». Конечно, за это время и дети, и вожатые очень сдружились, и крепкая дружба эта сохранилась на всю жизнь. В память об этом времени в Белокурихе на месте размещения детского лагеря установлен знак. Надпись гласит: «На этом месте в бывших корпусах № 3 и № 4 курорта «Белокуриха» с 11 сентября 1942 г. по 12 января 1945 г. находился Всесоюзный пионерский лагерь «Артек». 12 января 1945 года последняя группа ребят покинула Белокуриху. Алтайский «Артек» передал эстафету  лагерю в Крыму, который вновь возобновил работу.
(Подготовлено по материалам газеты «Алтайская правда», материал взят с сайтов http://www.altairegion22.ru/ и biwork.ru)

Оглядываясь назад, хотелось бы помнить, что, самое ценное достояние каждого из нас – великий подвиг целой страны, великий подвиг людей, шаг за шагом приближавших светлый день победы и, несмотря на трудности, сложности военного времени, удалось спасти основную массу детей и подростков. Это был прямой результат цельной, хорошо продуманной в деталях разработанной государственной политики, реализуемой при опоре на партийные, общественные и юношеские организации бывшего Союза ССР. 

Сегодня, сейчас, очень важно донести образ Великой Отечественной войны, не как романтический идеал, а реальный, прожитый отрезок времени, формирующий чувство гражданской ответственности, национального самосознания, осмыслить, чем была война для нашей страны и нашего народа.
 
 
В наследство всем нам досталось неимоверное богатство: мирное небо, радостный детский смех, счастливые улыбки матерей. В ответ нам необходимо сохранить память и признательность тем, кто сохранил нам нашу историю, наш народ, нашу страну. Ведь тот, кто не помнит своего героического прошлого, не имеет и будущего. Хочется, что наши дети хорошо жили, были честными, справедливыми. Не забывали, что они живут в свободном государстве благодаря великому подвигу своего народа.
Е.И. Обрывко
 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.