Алтайский государственный педагогический университет

» » » » О Вадиме Эмманиуловиче Тамарине
О Вадиме Эмманиуловиче ТамаринеО Вадиме Эмманиуловиче ТамаринеО Вадиме Эмманиуловиче Тамарине 
 
 
 
 
 

Вадиму Эммануиловичу Тамарину, возглавлявшему кафедру педагогики нашего вуза в 70-е годы, 18 ноября 2014 г. исполнилось бы 85 лет. Для многих коллег педакадемии эта дата – важный повод отдать дань уважения и памяти Педагогу, Ученому, внесшему значительный вклад в развитие отечественной педагогической науки и славную историю нашей педагогической академии.

Вадим Эммануилович родился на Украине в семье потомственных интеллигентов. После окончания филологического факультета нашего пединститута в 1952 году он был направлен в г. Рубцовск, где в качестве учителя и директора средней школы № 4 трудился до 1966 года. Затем поступил в аспирантуру МГПИ им. В.И. Ленина по специальности «Теория педагогики» и досрочно защитил кандидатскую диссертацию под руководством И.Т. Огородникова.

С 1969 года В.Э. Тамарин работал в нашем институте, а с 1973 г. в течение десяти лет возглавлял кафедру педагогики.
Время заведования кафедрой педагогики В.Э. Тамариным было особенным. Именно благодаря его усилиям в значительной степени была осуществлена гармония между учебным процессом, научно-исследовательской, методической, внеаудиторной работой преподавателей. Решение такой сложной задачи было по плечу человеку, хорошо знающему школу и ее проблемы, человеку профессионально и разносторонне образованному, цельному, каким и был Вадим Эммануилович.

Работа преподавателей была сориентирована на качественную организацию учебного процесса – овладение глубокими знаниями, поиск разнообразных методов работы на семинарских и лабораторных занятиях в соответствии с новациями в педагогике того времени (проблемное чтение лекций, задачный подход, инновационное мышление и пр.). Решать эти задачи Вадим Эммануилович начинал с себя. Все лекции для всех были открытыми, и то, что он требовал от других, делал прежде всего сам. Посещал занятия всех преподавателей, анализировал, критиковал, направлял, помогал, организовывал повышение квалификации. А время было непростое – перестроечное, когда речь шла о смене мировоззренческих установок, необходимости формирования нового педагогического мышления, гуманитаризации процесса обучения и др.

Усиленно шел поиск тематики научных исследований, которая объединяла бы преподавателей и служила совершенствованию подготовки учителя. Такой проблемой стала проблема подготовки будущего учителя в условиях непрерывного образования, в рамках которой вызрела тема адаптации учителя к сельской школе. Обозначились ступени подготовки: довузовская, вузовская и послевузовская. А это школа будущего учителя, преемственные и межпредметные связи в учебном процессе, руководство стажерской практикой, формирование педагогического сознания и мышления. Комплекс всех проблем, связанных с качественными изменениями в подготовке учителя, был предметом обсуждения на заседаниях, методических и методологических семинарах. Искали новые виды и формы учебной деятельности студентов, акцентировали внимание на организации самостоятельной, научно-исследовательской деятельности, сотрудничестве преподавателя и студента. Вадим Эммануилович умел убедить деканов в необходимости экспериментирования в процессе преподавания цикла психолого-педагогических дисциплин, введения спецкурсов по педагогике и истории педагогики. В исследование этих проблем включились не только преподаватели кафедры педагогики, но и других кафедр нашего института, и других вузов города и края.
 
Именно благодаря научному руководству Вадима Эммануиловича кафедра стала инициатором проведения всесоюзных и всероссийских конференций. Это давало возможность общения с коллегами из вузов Москвы, Новосибирска, Волгограда, Ярославля, Казани, Владимира, Тулы, Хабаровска, Благовещенска и др., чувствовать пульс науки, самому совершенствоваться в своих поисках. Особенно тесным было сотрудничество с МГПИ им. В.И. Ленина, в частности, с профессором В.А. Сластениным, которое открывало возможности обучения в аспирантуре этого вуза.
Нет сомнений, что Вадим Эммануилович был высокообразованным человеком и примером во всех сферах деятельности – учебной, научно-исследовательской, общественной. Но самое главное, что отличало его от всех, – он искусно вел кадровую политику: работал с молодой «порослью», средним, остепененным поколением, с умудренными опытом преподавателями, озадачивал, побуждал к поиску каждого. Другими словами можно сказать: он был трудолюбивым «читателем» каждого. Это помогало создавать доброжелательную атмосферу на кафедре, принимать порой в очень непростых обстоятельствах правильные для кафедры решения. Это был нелегкий и благотворный труд, который только и мог дать такие результаты.
 
Вадим Эммануилович – автор более 200 научных работ по актуальным вопросам школьной и вузовской педагогики, многие из которых опубликованы в центральных журналах, сборниках научных трудов ведущих вузов страны, в материалах Парижского, Токийского, Лейпцигского Международных психологических конгрессов.
 
Многие алтайские ученые, исследователи обязаны ему своим профессиональным становлением. Среди них доктора и кандидаты педагогических, психологических, философских наук: Л.Г. Гуслякова, Н.В. Ефремова, Н.Г. Калашникова, Э.М. Кузьмина, А.Н. Крутский, З.Н. Лукьянова, Н.Т. Молчанов, О.П. Морозова, В.Н. Мошкин, С.Я. Ромашина, Ю.В. Сенько, А.С. Фролов и др.
 
Колоссальный авторитет В.Э. Тамарина в научно-педагогическом сообществе, его мощный интеллект, уникальные организаторские способности позволили кафедре педагогики в тот период стать настоящим научно-исследовательским центром. Вадим Эммануилович осуществлял самое тесное сотрудничество с учительством края, со школой, как никто другой понимал ее проблемы и перспективы. Он стоял у истоков разработки основ создания и развития инновационных образовательных учреждений на Алтае (барнаульские гимназии № 42, 123).
 
Труд Вадима Эммануиловича оценен многочисленными благодарностями, Почетными грамотами, почетными знаками «Отличник народного просвещения», «За успехи в высшем образовании», медалями «За освоение целинных земель», «Ветеран труда».
 
Вадим Эммануилович – Педагог и Ученый от Бога, цельная творческая личность, настоящий генератор оригинальных научных идей. Он – воплощение подлинного гуманизма, внутренней гармонии, истинной интеллигентности, глубокой научной интуиции, мудрости, исключительной эрудиции, душевной и интеллектуальной щедрости.
 
Прошло немало времени с момента его ухода. К сожалению, время имеет свойство тихо и молчаливо выветривать образ живого человека, многое забывается и остается лишь слабый контур.
 
Мы, его коллеги, помним Вадима Эммануиловича как видного ученого, основоположника научной школы на кафедре, настоящего исследователя, как непревзойденного лектора, строгого и требовательного руководителя, доброго и скромного, лишенного высокомерия и капризов человека, непосредственного в своих оценках и суждениях, грустного и веселого.
 
Мы помним беседы с ним, его взгляд – изучающий, осуждающий, ободряющий, радующийся, вселяющий надежду. Помним его шутки, улыбку. А это значит: пока человека помнят, – он жив.
  
Филиппова Ж.Т.,
Морозова О.П. 
ноябрь 2014 г.

Эти стихотворные строки З.Н. Лукьянова, канд. психол. наук, профессор Алтайской государственной академии
культуры и искусств, написала в горькие дни ухода из жизни В.Э.Тамарина и подарила их его семье. А сейчас она дарит их всем, кто хотя бы раз в жизни встретился с этим удивительным человеком, почувствовал мощь его ума и интеллекта, богатство личностных качеств, готовность и стремление  оказать помощь, поддержку­.  Светлая ему память! 
 
Он в сновиденья будет приходить,
Души касаясь легкой тенью,
Он был любим, он был любим,
Его никто нам не заменит.
 
Казался Богом он земным,
А был ранимым человеком,
Он был любим, он был любим,
И сердцем заплатил за это.
 
Путь в эмиграцию далёк,
Но с нами он не расставался,
Души прекрасной огонек
Пожаром сердца разрастался.
 
Он был любим, он был любим,
И с нами он не расставался,
И шестикрылый  серафим
На всем пути ему являлся.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.