Алтайский государственный педагогический университет

» » » » Кафедра педагогики в 70-80 годы
"Темп нашей жизни, как правило, таков, что не так часто задумываешься об итогах сделанного в ней. Но потребность в том, чтобы оглянуться, осмыслить результат, чтобы устремиться в будущее, есть. Наверное, поэтому и появились такие события, как юбилеи людей и идей, государств, предприятий, учреждений культуры, среди которых юбилеи высших учебных заведений – наиболее значимые, поскольку они являются настоящей «кузницей» кадров, а кадры, как известно, определяют будущее.
 
Славный юбилей – 80-е летие – отмечает в этом году и Барнаульский педагогический институт, а вместе с ним и кафедра педагогики, одна из первых, в работе которой нашли отражение и успехи, и трудности, которые переживал институт.
 
 
Моя преподавательская деятельность на кафедре началась в 1967 г. С благодарностью вспоминаю всех тех, кто помогал войти нам, молодым школьным учителям, в новую для нас сферу деятельности – высшую школу. Это П.И. Иващенко (ректор института), Е.Ф. Широкова (проректор), Г.П. Антонова (заведующая кафедрой педагогики), доценты Р.М. Поликанова, Р.М. Воронова и др. Мне и Л.М. Лейко было поручено преподавание истории педагогики, а Шептенко П.А. – преподавание педагогики. Вхождение это было непростым. Недели через две мне было поручено прочитать лекцию по истории педагогики на историческом факультете, на потоке, на котором лекции читала Евдокия Фроловна. Все мы посещали у преподавателей занятия, разрабатывали планы семинарских занятий и тексты лекций, готовили доклады по заданным темам на методические и методологические семинары.

К тому времени кафедра в основном преодолела многие трудности кадрового становления, обусловленные послевоенным периодом, и представляла собою стабильный коллектив. Большой вклад в создание традиций кафедры и реализацию уже имеющихся внесла Р.М. Поликанова, возглавлявшая кафедру в середине 50-х. Ее отличали ответственное отношение к делу, стремление к самосовершенствованию, профессиональному росту, активное участие в общественной жизни института и воспитательной работе со студентами. Роза Михайловна была очень требовательна к себе, а также и к коллегам.

Особой принципиальностью отличалась Е.Ф. Широкова, проректор по учебной работе. До назначения на эту должность она заведовала кафедрой педагогики. Как никто другой, Евдокия Фроловна не только понимала важно место кафедры в педагогическом вузе, но и делала все для того, чтобы такая позиция реализовалась практически.
 
Учебно-воспитательная работа выстраивалась так, что работа всех факультетов, кафедры, отделов института, учебной части, библиотеки были направлены на получение качественных знаний студентов. Чтобы организовать деятельность огромного числа людей, она изучала, анализировала работу факультетских Советов, заседаний кафедр, занятия преподавателей, всех «связывала в узел», направляя усилия всех на положительный результат. Организация и проведение общеинститутских теоретических и методических конференций, где обсуждались актуальные проблемы науки, и методики преподавания учебных предметов предполагала обязательное участие членов кафедры педагогики не зависимо от должности и наличия или отсутствия ученой степени. Поэтому для многих преподавателей не только нашей, но и других кафедр они были школой профессионального роста, стартовой площадкой для вхождения в науку. А о непосредственном отношении Евдокии Фроловны и говорить не приходится, оно было самым тесным: все виды занятий посещала, обсуждала, анализировала, помогала, поправляла и направляла, побуждала к творчеству.
 
А еще члены кафедры должны были активно участвовать во всех мероприятиях института и факультетов, что означало выполнять конкретную работу: готовить мероприятия, участвовать в вечерах, вести работу в школах, детских домах, трудиться на производстве, быть кураторами групп. Почти все преподаватели руководили студенческими предметными кружками в рамках НСО. Это не было заорганизованностью, это было живое человеческое общение и стремление не только понимать сложность жизни, в том числе и студенческой, но и попытка решать ее проблемы.
 
А вторая причина для особой признательности Евдокии Фроловне – это приобщение к истории педагогики. На кафедре в это время сложилась трудная ситуация с преподаванием этого предмета: Е.Н. Кирпичникова, М.Н. Шувалова в это время завершали диссертации и готовились к защите в ЛГПИ им. Герцена. Поэтому мы с Л.М. Лейко и были подключены к преподаванию этого предмета. Все, что было потом и в моей жизни и других коллег Лины Михайловны – почти полвека совместной работы – строилось на этих основаниях: терпении, доброжелательности, искренности и требовательности наших дорогих корифеев Широковой Е.Ф., Поликановой Р.М., Вороновой Р.М. и многих других коллег. В такой атмосфере жизни на кафедре стыдно было не оправдать надежд наших учителей, и мы «пахали» по полной, имея и маленьких детей, готовясь к поступлению в аспирантуру.
 
В 1969 году наш институт широко использовал стажировку в ведущих пед. вузах стран Москвы и Ленинграда как возможность совершенствования педагогических кадров. В начале 70-х годов кафедра была довольно неплохо укомплектована высококвалифицированными кадрами. Вернулись после защиты диссертаций в МГПИ им. Ленина В.Э. Тамарин и Сенько Ю.В., Е.Н. Кирпичникова и М.Н. Шувалова из ЛГПИ им. Герцена, Э.М. Кузьмина из Новосибирска. Несколько позже защитились Филиппова Ж.Т. (ЛГПИ им. Герцена), Лейко Л.М. (МГПИ им. Ленина) и Шептенко П.А.
 
Добрые традиции, сложившееся на кафедре, получили дальнейшее развитие в то время, когда кафедру возглавлял Тамарин В.Э. (1973-83 г.). Он был высокопрофессиональным преподавателем, лектором, учителем, исследователем, а потому примером для всех во всех сферах деятельности на кафедре: учебной, научно-исследовательской, общественной. Но самое главное, что отличало его от всех – умение вести кадровую политику. Он работал с молодой «порослью», со средним, остепененным поколением, умудренными опытом преподавателями: озадачивал, побуждал к поиску и решению «сверхзадачи». Он пользовался заслуженным авторитетом не только на кафедре педагогики, но и у преподавателей всех факультетов, многим помогал в определении тем и методов исследования. Занимаясь серьезно наукой, никогда не отрывался от школьных дел, требовал этого и от преподавателей.
 
Он умел убедить деканов в необходимости экспериментирования в области методов преподавания педагогики и истории педагогики, добивался введения спецкурсов по этим предметам. Именно благодаря научной разработке таких проблем, как адаптация учителя к работе в сельской школе, формирование инновационного стиля мышления студентов в процессе преподавания психолого-педагогических дисциплин, кафедра стала инициатором проведения всесоюзных и всероссийских научных конференций. Это давало возможность общения с коллегами других вузов (Москва, Ленинград, Владимир, Волгоград, Ярославль, Казань, Хабаровск, Горно-Алтайск, Новосибирск, Бийск и др.), чувствовать пульс науки, самому совершенствоваться в своих поисках. Особенно тесным было сотрудничество с МГПИ, ЛГПИ, академиками В.А. Сластененым, Щукиной Г.И., что открывало возможности обучаться в аспирантуре этих вузов.
 
В МГПИ им. В.И. Ленина защитились В.Э. Тамарин, Сенько Ю.В., Лейко Л.М., Морозова О.П., Тамарина Н.В., в ЛГПИ им. Герцена – Кирпичникова Е.Н., Шувалова М.Н., Филиппова Ж.Т., Соснина Л.И., Трофимова Г.П.
 
С конца 1983 г. заведование кафедрой было доверено мне. С одной стороны, система ценностей, сформировавшаяся на кафедре к 1983 году, была, конечно, крепким фундаментом для дальнейшей работы. С другой, человеку, не имеющему опыта такой работы, трудно соответствовать сложившимся на кафедре критериям, особенно когда перед тобой бывшие заведующие – Е.Ф. Широкова, Р.М. Поликанова, В.Э. Тамарин, а в начале 90-х Орлов А.Н., Соснина Л.И. пополнили этот список.
 
Но главным было то, что старались сохранить и развивать сложившиеся традиции: ответственное отношение к работе, стремление к повышению профессионального уровня (обсуждение актуальных проблем педагогики, методологические семинары, повышение квалификации в ИПК и др.), коллективное обсуждение посещенных занятий, других важных для всех преподавателей вопросов, проведение конференций, издание сборников научных статей и т.д.
 
Одновременно возникали серьезные кадровые вопросы. В ходе развития вуза был создан факультет повышения квалификации, отпочковались как самостоятельные кафедры психологии, методики и технологии воспитательной работы. У истоков их создания были преподаватели кафедры педагогики:  Кузьмина Э.М. и Кирпичникова Е.Н., Воронова Р.А., Русинов А.П., Астахова Н.И. Хорошо, что к этому времени успешно защитились наши молодые кадры: Морозова О.П., Тамарина Н.В., Васильева О.И., Трофимова Г.П., Головеева Л.Ю., Царегородцева Н.А.
 
В центре внимания всегда был учебный процесс, содержание лекций, семинаров, методика их проведения, обсуждение спецкурсов, обсуждение результатов экзаменов и т.д. Сложившаяся ранее научно-исследовательская тема кафедры была по-прежнему широкой основой для подготовки молодых преподавателей к поступлению в аспирантуру.
 
Большую работу в течение нескольких лет кафедра совместно с крайоно осуществляла в организации Школы будущего учителя, сыгравшей значительную роль в ориентации школьников на педагогическую профессию. Интересная работа велась со студентами в рамках НСО и предметных кружков. Так, например, при подготовке вечера, посвященного юбилею А.С. Макаренко, не только инсценировались отрывки из «Педагогической поэмы», но и переписывались с воспитанниками А.С. Макаренко – С.А. Калабашным, В. Шведом и др. Активное участие принимали студенты в создании истории института к 50-летнему юбилею. Было выполнено ряд дипломных работ, в которых представлены этапы его становления: довоенный, период Великой Отечественной войны, послевоенный период.
 
Созданы дипломные работы по истории становления математического и физического факультетов. В некоторых дипломных работах имеются архивные документы, впервые введены в научный оборот. Мы со студентами вели переписку с первым ректором нашего института Щекотинским А.Л., проживавшим в Москве, который поддерживал с нами связь до конца жизни.
 
Интересной страницей в жизни кафедры были руководство педпрактикой в школе и подготовка студентов к пионерской практике в инструктивных лагерях. Сколько вдохновения, неиссякаемого творчества проявляли преподаватели в «Республике А.П. Русинова»! Начиная от уборки и оформления помещений и территории, сочинения речевок до овладения студентами теоретическими знаниями, а большей частью практическими умениями для организации и проведения работы с детьми в условиях пионерского лагеря. Вся работа была сотрудничеством преподавателей и студентов. Условия работы инструктивного лагеря давали возможность раскрыться преподавателю по-другому, более четко проявить свои личностные и человеческие особенности.
 
Огромную помощь в работе кафедры всегда оказывал ректор института В.Н. Гончаров.
 
В представленном материале отражены далеко не все аспекты работы кафедры педагогики 70-80-х годов. Хотелось подчеркнуть, что большинство коллег – это не просто высококвалифицированные специалисты, это разностороннее образовательные люди, с достоинством пронесшие и несущие сегодня через всю свою жизнь уважение к студентам и коллегам, преданность своей профессии.
 
 
Светлая память тем, кого уже нет с нами: Гончарову В.Н. (ректору), Широковой Е.Ф., Тамарину В.Э., Поликановой Р.М., и самое глубокое уважение к тем, кто и сегодня несет вахту у педагогического «станка» по воспитанию студенческой молодежи".
 
Ж.Т. Филиппова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики
 
 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.