Алтайский государственный педагогический университет

» » » » Заведующие кафедрой педагогики
Заведующие кафедрой педагогикиВоронова Роза Александровна, кандидат психологических наук, профессор кафедры психологии образования.
Родилась 23 декабря 1928 г. в г. Тюмени. В 1946 г. поступила на философский факультет по специальности «Психолог» Ленинградского государственного университета, после окончания которого (1951) была принята в аспирантуру данного вуза (1951–1954). В 1954 г. защитила кандидатскую диссертацию по теме «Опыт изучения пространственного различия у детей с поражением опорно-двигательного аппарата». С 1961 г. по 1966 г. обучалась на факультете иностранных языков БГПИ. В 1954–1958 гг. работала в Тираспольском педагогическом институте старшим преподавателем кафедры психологии и педагогики. Работает в АлтГПА с 1958 г.: доцент кафедры педагогики, и. о. заведующего кафедрой педагогики и психологии, заведующий кафедрой педагогики, доцент кафедры психологии, профессор кафедры психологии (1994), с 2002 г. – профессор кафедры психологии образования. Научные интересы – актуальные проблемы личности в современной психологии.Разработала и читает учебные курсы по дисциплинам: «Актуальные проблемы психологии», «Психотерапия», «История психологии», «Дифференциальная психология» и др. Под ее научным руководством защищена 1 кандидатская диссертация. Занималась научным переводом работ известных американских психологов М. Селигмана, М. Чиксентмихайи, Р. Райана, Э. Деси. Более 30 лет возглавляла Западно-Сибирское отделение Общества психологов СССР, принимала участие в пяти международных психологических конгрессах. Осуществляла психологическую экспертизу несовершенолетних, помогая органам юстиции. На протяжении нескольких лет участвовала в качестве эксперта в работе исследовательской программы школьников и студентов «Шаг в будущее». Имеет звание «Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации» (2003). Награждена нагрудными знаками: «За отличные успехи в работе» (1973), «Отличник народного просвещения»; медалью «За заслуги в труде» (2008); почетными грамотами Министерства просвещения РСФСР (1983), Комитета администрации края по образованию (2003), Управления Алтайского края по образованию и делам молодежи (2007). Опубликовано более 100 работ.

 

Заведующие кафедрой педагогикиЕвдокия Фроловна Широкова родилась 21 августа 1925 года в семье крестьянина села Стрелецкая Слобода Рузаевского района Мордовской АССР. После окончания в 1943 году средней школы работала старшей вожатой средней школы, инструктором ГК ВЛКСМ. В 1946 году поступила и 1950 году окончила Мордовский государственный педагогический институт, была рекомендована в аспирантуру.

Окончив аспирантуру в Ленинградском педагогическом институте им. А.И. Герцена, Широкова Е.Ф. успешно защитила диссертацию, получив ученую степень кандидата педагогических наук, в 1967 г. – ученое звание доцента, в 1996 г. Евдокии Фроловне присвоено ученое звание профессора.

   В 1953-57 гг. Е.Ф. Широкова трудилась зав. кафедрой педагогики и психологии Бийского госпединститута. С 1957 г. рабо­тала в Барнаульском государственном педагогическом институте (ст. преподаватель, доцент, зав.кафедрой педагогики и психологии, проректор по учебной работе, профессор кафедры социальной и педагогической технологий БГПУ). Преподавала 2 учебных курса: "Историю образования” и "Основы педагогической технологии”, много лет вела спецкурсы: "А.С. Макаренко и современность” и "Педтехнология работы классного руководителя с родителями школьников”. Руководила педагогической практикой студентов в школе. Большое внимание уделяла молодым пре­подавателям. Научно-методическая школа историков педагогики под её руководством постоянно вела поиск и реализацию инновационных методов и форм совершенствования преподавания учебных курсов в контексте современности в условиях многоуровневой подготовки педагога-воспитателя. О результатах этой работы свидетель­ствуют её научные публикации и публикации других преподавателей в сборниках международных и всероссийских научно-практических конференций.

        Научные интересы и работа Широковой Е.Ф. были разносторонними и были связаны с комплексными темами-заказами Министерства образования и науки РФ и Центра высшего педагогического образования при МПГУ им. В.И. Ленина по проблемам формирования социально активной личности учителя и его инновационного педагогического мышления, преемственности теории и истории педагогики, системы воспитательной рабо­ты в педвузе и школе, а также с теоретико-методическими проблемами преподавания курсов "История об­разования” и "Педагогическая технология”, в условиях многоуровневой подготовки специалиста и его адаптации к работе в сельской школе. Евдокия Фроловна руководила выпускными и дипломными работами студентов, активно участвовала в "Днях науки” вуза.

      Широковой Е.Ф. было опубликовано более 230  научных ав­торских и соавторских работ: учебных пособий для студентов, воспитателей; статей; методических рекомендаций; тезисов объемом 80 печ. л. Ею изданы учебные пособия: "Основы педагогической технологии”, "Народная пе­дагогика и воспитание”, "А.С.Макаренко и современность”, "Методика воспитательной работы в современной школе”, "Личностно-ориентированное взаимодействие "учитель ученик”, "Краткий очерк истории развития ведущих педагогических идей” и др. Имеется 3 публикации в центральной печати.

В научно-исследовательской лаборатории при кафедре педагогики БГПУ в качестве ведущего научного сотрудника Евдокия Фроловна осуществляла научное руководство сектором истории образования и педтехнологии. Ею в со­ставе редколлегий отредактировано 12 научно-теоретических и методических сборников, прорецензированы многие кан­дидатские и докторские диссертации, авторефераты. Евдокия Фроловна выступала в качестве неофициального и официально­го оппонента кандидатских диссертаций: (Москва - МПГУ), Барнаул (БГПУ), консультировала диссертантов.

     Жизнь и деятельность Широковой Е.Ф. были связаны с общественно-политической жизнью края и города Барнаула. Она работала секретарем и избиралась депутатом Алтайского Краевого Совета народных депутатов, возглавляла Краевую Комиссию по народному образованию, избиралась членом Президиума Крайкома профсоюза работников просвещения, высшей школы и науки, председателем окружных избирательных комиссий по выборам в Верховные Советы СССР и РСФСР, руководила на общественных началах Барнаульским городским институтом усовершенствования учителей, входила в состав Совета Крайоно, ежегодно уча­ствовала в августовских учительских конференциях, вела семинары классных руководителей и организаторов воспитательной работы в городе.

     На протяжении 25 лет Евдокия Фроловна руководила Краевым научно-методическим Советом по пропаганде психолого-педагогических знаний и являлась членом правления Краевой  организации  общества  "Знание”,  возглав­ляла  секцию при Краевом педобществе.

     В Барнаульском госпедуниверситете Широкова Е.Ф. трудилась председателем профкома, организатором школ молодых преподавателей и кураторов, руководителем разработки первого пятилетне­го комплексного плана и системы воспитательной работы со студентами, руководителем "Педклуба” студен­тов матфака, читала лекции, организовывала диспуты, входила в состав Ученого совета БГПУ и совета математического факультета.

     В 1986 г. Широковой Е.Ф. присвоено почетное звание "Заслуженный работник культуры РСФСР”. За многолетний добросовестный труд награждена четырьмя правительственными медалями: "За трудовую доблесть”, "За труд в Великую Отечественную войну”, "Ветеран труда”, юбилейной  медалью в честь 50-летия Победы в Великой Отечественной войне, знаками: "50 лет Победы”, "Отличник народного просве­щения”, "Отличник просвещения СССР”, "За отличные успехи в области Высшего образования”, "За ак­тивную лекционную работу” (Всесоюзное общество "Знание”), «Почетный работник высшего и профессионального образования РФ», почетными грамотами Алтайского Крайисполкома и Барнаульского горисполкома, благодарностями. Награждена Почетными грамотами Администрации и Законодательного собрания Алтайского края. В 2006 г. Евдокии Фроловне присвоено почетное звание «Заслуженный работник высшей школы РФ».

 
Заведующие кафедрой педагогикиТамарин Вадим Эмануилович (1929 – 2006 гг.), кандидат педагогических наук, профессор, профессор кафедры педагогики. Родился в с. Писчевицы Казанковского района Днепропетровской области УССР. В 1952 г. окончил историко-филологический факультет БГПИ. В 1966 г. поступил в аспирантуру МГПИ по специальности «Теория педагогики» и в 1969 г. досрочно защитил кандидатскую диссертацию под руководством профессора И.Т. Огородникова по теме "Взаимосвязь обучения с жизненным познавательным опытом учащихся». Учебу на последних курсах вуза совмещал с работой учителя в школе. Окончив институт, работал учителем средней школы № 9 г. Рубцовска Алтайского края, затем преподавателем Рубцовского педучилища, директором школы № 4. В БГПИ/БГПУ работал с 1969 г.: старший преподаватель, доцент (1971), заведующий кафедрой педагогики (1973–1983), профессор кафедры педагогики (1985–1995). Вел лекционные курсы «Введение в педагогику», «Педагогика школы» и семинарские занятия. Под его научным руководством защищены 8 диссертаций. Являлся руководителем научно-исследовательских программ, научно-практических конференций краевого и всесоюзного уровня, межкафедральных методологических семинаров, секции педагогики Краевого педагогического общества. На протяжении многих лет осуществлял руководство межкафедральными исследованиями по теме «Профессиональная адаптация молодого учителя сельской школы», а последние годы – по одной из тем целевой исследовательской программы АПН СССР «Формирование методологической культуры учителя». За участие в разработке программ из фонда Сороса В. Э. Тамарин получил грант I степени. Был награжден: медалями «За освоение целинных земель», «Ветеран труда», многочисленными благодарностями, почетными грамотами, почетными знаками «Отличник народного просвещения», «За успехи в высшем образовании» и другими медалями. Автор 187 научных работ.
 
Заведующие кафедрой педагогикиЖанна Тимофеевна Филиппова работает на кафедре педагогики нашего вуза с 1967 года. Она прошла путь профессионального развития от ассистента кафедры до ее заведующего. Более 10 лет Жанна Тимофеевна заведовала кафедрой педагогики. Общая, профессионально-педагогическая и управленческая культура, широкая эрудиция, инициативность и принципиальность Жанны Тимофеевны позволили ей сплотить и возглавить коллектив педагогов-единомышленников, направить его на решение актуальных учебно-методических, научных, организационно-методических и воспитательных задач кафедры и вуза. В тот этап своего развития кафедра педагогики была центром научно-педагогической мысли вуза, города и края. Благодаря ценным методологическим семинарам и научно-практическим конференциям, организованным Жанной Тимофеевной, кафедра педагогики была известна и далеко за пределами Алтайского края. Жанне Тимофеевне удалось установить преемственность традиций кафедры с новыми целями ее развития. Все последующие заведующие кафедрой педагогики стремились соответствовать уровню, заданному Ж.Т. Филипповой, обращались к ней за ценными советами и неоценимой помощью.

Ж.Т. Филиппова – высококвалифицированный специалист системы высшего профессионального педагогического образования. Реализация всех видов учебной нагрузки ведется ею преимущественно в институте физико-математического образования. Она ведет курсы «История педагогики и образования», «Основы специальной педагогики и психологии». Жанна Тимофеевна является автором спецкурса «Народная педагогика и воспитание». Учебный процесс осуществляется этим преподавателем на высоком теоретико-методологическом уровне с использованием современных научных подходов и концепций. В содержательном аспекте курс лекций «История педагогики и образования», читаемый ею, отражает результаты исследований отечественных и зарубежных научных педагогических школ. Ж.Т. Филиппова читает интересные лекции с использованием всех современных материалов научно-исследовательских педагогических школ России, новых нормативных документов. Ее лекции проникнуты глубоким уважением и трепетным отношением к отечественному научно-педагогическому наследию. На семинарских занятиях ей удается пробудить мысль будущего учителя, поставить историко-педагогическую проблему, научить сопоставлять факты и события прошлого с сегодняшним днем и делать научно-педагогические выводы. Особое внимание Жанна Тимофеевна уделяет работе студентов с первоисточниками и выполнению учебно-исследовательских заданий по народной педагогике. Эта работа позволяет студентам не только глубоко овладеть изучаемым материалом, но и активизировать творческий потенциал. Она разработала качественные рабочие программы и детальные учебно-методические комплексы по преподаваемым дисциплинам. Учебно-методический комплекс, одним из разработчиков которого являлась Жанна Тимофеевна, был отмечен аттестационной комиссией Министерства образования РФ.

Ж.Т. Филиппова успешно сочетает преподавательскую деятельность с научно-методической. Жанна Тимофеевна защитила кандидатскую диссертацию в 1974 году. Научные интересы Ж.Т. Филипповой связаны с проблемой формирования культуры историко-педагогического мышления будущего учителя. Жанна Тимофеевна – признанный специалист в области истории педагогики. Ею опубликовано около 100 научных работ, содержание которых связано с историей педагогики и широко используется в учебном процессе. Она является автором учебных пособий «Народная педагогика и воспитание», «Краткий очерк истории развития ведущих педагогических идей», «О системе педагогических взглядов и деятельности выдающихся зарубежных и отечественных педагогов», «Курс лекций по «Истории педагогики»и многих других работ. Ж.Т. Филиппова принимает активное участие в работе учебно-научно-исследовательской лаборатории «Проблемы и перспективы непрерывного педагогического образования». Как ведущий специалист этой лаборатории она постоянно пишет глубокие рецензии и отзывы на диссертации. Она вносит весомый вклад в разработку кафедральной научно-исследовательской темы «Формирование инновационного стиля мышления будущего учителя», исследуя ее на примере занятий по истории образования. Жанна Тимофеевна активно и неформально участвует в международных, всероссийских и региональных научно-практических конференциях. При ее участии организованы научно-практические конференции, посвященные педагогическому наследию А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, К.Д. Ушинского, Я. Корчака, Л.Н. Толстого и др. педагогов прошлого.

Ж.Т. Филиппова проводит большую воспитательную работу с будущими учителями. Она организует проведение творческих фестивалей, где студенты знакомятся с историей, культурой и традициями своей страны. Она реализует потенциальные воспитательные возможности педагогической практики. Этот преподаватель приобщает студентов к посещению книжных выставок в библиотеках города, организует встречи с мастерами педагогического труда и экскурсии студентов в Музей истории развития образования на Алтае, проводит содержательные беседы по народной педагогике. Огромное воспитательное воздействие на молодое поколение имеет сам пример педагогической деятельности Жанны Тимофеевны, ее принципиальность, активная жизненная позиция, духовное богатство личности.

Ж.Т. Филиппова ведет активную организационно-методическую деятельность. Свою профессионально-педагогическую деятельность Жанна Тимофеевна начала в Алтайской краевой организации Общества «Знание». Жанна Тимофеевна была членом Научного совета по истории педагогики при РАО. Сегодня она сотрудничает с Алтайским краевым институтом повышения квалификации работников образования, музеем истории культуры и развития системы образования Алтайского края, краевым центром эстетического воспитания «Песнохорки» и др. Жанна Тимофеевна оказывает эффективную методическую помощь учителям города Барнаула и Алтайского края. Ею оказывалась методическая помощь классным руководителям школах №№ 55, 69,  103, 25, 42, 40 г. Барнаула в подготовке школьных и классных мероприятий. Она консультирует учителей по актуальным проблемам теории и методики воспитательной работы. Научные консультации Жанны Тимофеевны наполнены историко-педагогическим материалом, дающим возможность педагогам понять закономерности целостного всемирно-исторического процесса, оценить вклад выдающихся зарубежных и отечественных педагогов в становление педагогической науки.

Жанна Тимофеевна в отношениях с коллегами доброжелательна, внимательна, пользуется огромным уважением, как со стороны преподавателей кафедры и вуза, так и всех студентов.

За свою плодотворную работу Жанна Тимофеевна была ранее награждена многими наградами: Нагрудным Знаком «Отличник народного просвещения РСФСР», Нагрудным Знаком «Отличник народного просвещения СССР», Медалью «За доблестный труд», Медалью «Ветеран труда», Нагрудным Знаком «Почетный работник Высшего профессионального образования РФ», Благодарностью Министерства образования РФ, Почетной Грамотой Министерства образования и науки РФ, Почетной Грамотой Алтайского краевого управления по делам молодежи, Почетной Грамотой администрации г. Барнаула, Почетной Грамотой администрации Железнодорожного района г. Барнаула, Благодарностями и Почетными Грамотами ректората и Ученого совета Алтайской государственной педагогической академии.

 
Заведующие кафедрой педагогикиШептенко Полина Андреевна, кандидат педагогических наук, профессор.
В 1963 г. окончила БГПИ по специальности «Русский язык и литература». В 1984 г. в МГПИ защитила диссертацию на соискание ученой степени кандидата педагогических наук под руководством доктора педагогических наук, профессора В. А. Сластенина по теме «Профессиональная адаптация молодого учителя сельской школы в процессе стажировки». Основные направления научной деятельности – технологическая готовность социальных педагогов к профессиональной деятельности.
В 1964–1965 гг. – учитель немецкого языка Ново-Усть-Каменогорской школы с. Меновное Таврического района Восточно-Казахстанской области, в 1965–1966 гг. – учитель русского языка и литературы Черноярской школы Павлодарского района Павлодарской области Казахской ССР.
В АлтГПА работает с 1959 г.: ассистент кафедры педагогики (с 1967), заведующий кафедрой социальной педагогики и педагогических технологий (с 1989). Заведует УНИЛ «Социально-педагогические технологии».
Читает лекционные курсы: «Социальная педагогика», «Педагогическая технология», «Психолого-педагогические технологии». Ею подготовлены и изданы учебно-методические комплексы, оценочно-диагностические и контрольно-измерительные материалы, учебные и учебно-методические пособия, используемые в учебном процессе академии и других вузов России.
Работает в рамках комплексной научно-исследовательской программы РАО «Педагогические кадры» по теме «Формирование технологической готовности будущего учителя (социального педагога) к профессиональной деятельности». Активное участие принимает в международных, всероссийских, краевых научно-практических конференциях.
С 1993 г. – ученый секретарь кандидатского, а с 1998 г. по настоящее время – докторского диссертационного совета при АлтГПА.
Под ее научным руководством защищены 9 кандидатских диссертаций.
С 2006 г. – член-корреспондент МАНПО. В течение нескольких лет осуществляла международное сотрудничество в рамках российско-германского проекта университетов Сибири и Германии (Омск – Грайфсвальд) «Развитие социальной педагогики и социальной работы в Западной Сибири».
Организует международное сотрудничество с СГПИ Республики Казахстан. Традиционно кафедра социальной педагогики и педагогических технологий под руководством П. А. Шептенко проводит инструктивно-методический лагерь со студентами института психологии и педагогики АлтГПА (Россия) и СГПИ (Республика Казахстан) на базе АлтГПА по подготовке к работе с детьми и подростками в летний период.
Награждена значком «Отличник народного просвещения» (1984), нагрудным знаком «Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации» (1999), медалью Алтайского края «За заслуги в труде» (2008). В 2011 г. присвоено почётное звание «Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации». В 2011 г. награждена памятным знаком «20 лет независимости Республики Казахстан», медалью «За заслуги» СГПИ.
 
Заведующие кафедрой педагогикиОрлов Александр Николаевич (1947 – 2009 гг.), доктор педагогических наук, профессор, Почётный работник высшего профессионального образования РФ, Заслуженный работник высшего профессионального образования РФ.

В научно-педагогической деятельности Орлова Александра Николаевича можно выделить ряд обстоятельств, обусловивших выбор ориентира его научно-исследовательской работы – изучение проблем и перспектив развития непрерывного образования. Александр Николаевич в 1966 г. поступил в Карагандинский педагогический институт на филологический факультет, но серьезное увлечение спортом способствовало его переводу на факультет физического воспитания. В 1970 г. он окончил институт и начал свою педагогическую деятельность в средней школе № 83 г. Караганде. В 1970 – 1971 гг. служил в рядах Советской армии. В 1970 – 1973 гг. он был учителем физической культуры, продолжил работать в средней школе № 83. В 1973 г. вернулся в Карагандинский  педагогический институт и до 1974 г. работал секретарем комитета комсомола. В 1974 г. А.Н. Орлов был назначен заместителем декана факультета физического воспитания, а в 1975 г. стал деканом этого факультета. В 1976 – 1979 гг. Александр Николаевич являлся аспирантом НИИ Минпроса Казахстанской ССР и успешно защитил кандидатскую диссертацию по педагогике в Казахстанском педагогическом институте имени Абая. В 1980 г. он был избран заведующим кафедрой педагогики и психологии Карагандинского педагогического института. Пристальному вниманию к проблемам и перспективам развития непрерывного образования способствовала не только научно-педагогическая, но и административно-управленческая деятельность 34-летнего молодого кандидата наук в качестве проректора по научной работе Карагандинского педагогического института. Судьба дала молодому учёному и руководителю заявить о себе, проявить свои потенциальные возможности и способности.  В данный период в Казахстане выходят книги, научные статьи, посвящённые управлению подготовкой учителя.

Успешная руководящая и научно-педагогическая деятельность послужила основанием для поступления А.Н. Орлова в докторантуру при  кафедре педагогики высшей школы Московского государственного педагогического института им. В.И. Ленина к профессору В.А. Сластёнину. В 1992 г. Александр Николаевич защитилт докторскую диссертацию по теме «Организационно-педагогические основы управления подготовкой учителя». Докторская диссертация была концентрированным выражением мировоззренческих, научно-исследовательских, управленческих взглядов А.Н. Орлова на подготовку учителя в современных условиях.

Дарования Александра Николаевича как методолога и теоретика непрерывного педагогического образования в полной мере реализовались во время работы в Алтайской государственной педагогической академии. В 1993 – 2000 гг. Александр Николаевич был заведующим кафедры педагогики, а в 2000 – 2009 год – профессором этой кафедры. Общий стаж работы в высшей школе составил 36 лет.

Александр Николаевич был талантливым ученый, который внес значительный вклад в развитие системы непрерывного педагогического образования и разработку проблем методологии научно-педагогических исследований, совершенствования учебно-воспитательного процесса в учреждениях профессионального образования, социализации личности в современных условиях, совершенствования  преподавания педагогических дисциплин в вузе. Александр Николаевич читал курсы: «Введение в педагогику», «Общие основы педагогики», «Педагогические теории и системы», «Сравнительная педагогика», «Педагогическая антропология», «Методология, логика и методы научного исследования». По этим курсам им созданы полезные учебно-методические пособия, оценочно-диагностические и контрольно-измерительные материалы.

У Александра Николаевича была редкая способность говорить о сложном так, что все становилось понятным. Он мог заинтересовать аудиторию, мотивируя её к осмыслению и оценке социально-педагогической значимости учительского труда. Спецкурсы Александра Николаевича были особенно интересны, так как давали возможность видеть, как профессионально он работает с научным материалом, выстраивает систему научных аргументов, убеждает выводами. Новое научное и педагогическое знание чувствовалось в лекциях постоянно, оно определяло стержень философских размышлений и аргументов Александра Николаевича, поэтому изучение его лекций вводило сразу же в курс современного научного знания. За всем этим ощущалась постоянная его работа с новейшими достижениями педагогики, психологии и методологии. Александр Николаевич являлся постоянным членом государственных аттестационных комиссий.

Александр Николаевич на открытых лекциях делился опытом с коллегами. Александр Рыбальченко, участник конкурса «Учитель года Алтая», писал: «Александр Николаевич великолепно мыслил!.. Его Ушинский и Достоевский, Гегель и Гёте выводили любого собеседника каждый раз в новую точку, заставляли его двигаться, меняться... Его вопросы, заданные во время защиты, мастер-классов, публичных лекций, а также вопросы, поднятые в личных беседах, которые заканчивались порой уже далеко за полночь, развивали и личностно, и профессионально».

С именем Александра Николаевича связаны значительные достижения в высшем профессионально-педагогическом образовании. Ученый активно сотрудничал с общеобразовательными и профессиональными учебными заведениями края, систематически проводил методологические семинары по вопросам развивающего обучения, мониторинга в обучении, управления образовательными системами, сравнительной педагогики и т.д.Александр Николаевич ходил в жюри конкурса «Учитель года Алтайского края», участвовал в работе экспертных комиссий. Марухин Н.П., участник конкурса, так вспоминают о нем: «Старейший член Большого жюри, большой учёный, мудрейший человек. Кто лучше него мог объяснить нам, что такое противоречие и проблема?»

С 1990 года А.Н. Орлов осуществлял подготовку научно-педагогических кадров. Под его руководством выполнено и защищено более 100 кандидатских и 5 докторских диссертаций аспирантами АлтГПА и соискателями из разных регионов страны и ближнего зарубежья.Чрезвычайно разнообразна, перспективна и востребована была проблематика научных исследований, выполненных под руководством Александра Николаевича: теория и практика формирования здорового образа жизни учащихся и студентов в системе «Школа – вуз»; личностно-профессиональное развитие курсантов высших военных учебных заведений (аксиологический подход); преемственность управления подготовкой учителя в системе непрерывного образования; гуманитаризация высшего математического образования на основе блочно-модульного подхода; управление инновационными процессами в системе дополнительного профессионального образования управленческих педагогических кадров и многое другое. Даже небольшой перечень исследовательских тем, выполненных под руководством Александра Николаевича, позволяет говорить о его перспективной устремлённости, практико-ориентированной направленности, широте научных интересов.

А.Н. Орлов являлся членом докторских диссертационных советов при Новосибирском государственном педагогическом университете, Алтайской государственной педагогической академии и Алтайской государственной академии культуры и искусств, постоянно выступал рецензентом, экспертом и официальным оппонентом на защитах кандидатских и докторских диссертаций в Москве, Новосибирске, Омске, Томске, Тюмени, Кемерово, Новокузнецке, Барнауле, Алма-Ате.

По инициативе А.Н. Орлова в 1994 году была открыта учебно-научно-исследовательской лаборатория «Подготовка учителя в системе непрерывного педагогического образования». В лаборатории постоянно проходят апробацию докторские и кандидатские диссертации. Обсуждение диссертационного исследования докторанта, аспиранта, соискателя в данной лаборатории было при Александре Николаевиче гарантией успешной защиты работы в диссертационном совете.

Руководство лабораторией «Подготовка учителя в системе непрерывного педагогического образования» вдохновила Александра Николаевича на новые масштабные исследования. Была реализована активная грантовая деятельность по проекту РГНФ «Подготовка будущего учителя на основе антропологического подхода»  с привлечением молодых учёных, аспирантов, соискателей. При участии А.Н. Орлова был получен грант «Создание нормативной базы интеграции учреждений общего профессионального образования в рамках образовательных округов Алтайского края в условиях модернизации образования»; «Развитие образования в Алтайском крае». В 2009 г. Александр Николаевич руководил грантом Министерства образования и науки РФ по программе «Развитие научного потенциала высшей школы (2009-2010 годы)». Ученый принимал участие в разработке гранта «Подготовка учителя предшкольного обучения» Министерства образования и науки РФ

А.Н. Орлов являлся членом Ученого совета Алтайской государственной педагогической академии и совета педагогического факультета Алтайского государственного университета.

А.Н. Орловым было опубликовано 4 монографии, 4 концепции, 16 учебных пособий (в том числе с грифом Министерства образования), тезисов, методических рекомендаций и др., он являлся членом редакционной коллегии журнала «Педагог» и журнала «Сибирский педагогический журнал». Александр Николаевич постоянно участвовал в научно-практических международных, всероссийских, межрегиональных и университетских конференциях, являлся членом их организационных комитетов.

Сегодня нет практически ни одного вуза в регионе Западной Сибири, в котором бы не трудились ученики и последователи Александра Николаевича. В числе его учеников ректоры и проректоры вузов, директора школ и центров, деканы факультетов и заведующие кафедрами. Многие из них, разрабатывая перспективные исследовательские проекты, обращались к своему учителю за помощью и советом. Со всеми он поддерживал контакты, для всех находил время. И в каждом из них – частица его труда и души.

За многолетний добросовестный труд, заслуги в развитии системы непрерывного педагогического образования в Западной Сибири Орлов Александр Николаевич был награжден нагрудным знаком «Почетный работник высшего профессионального образования РФ», почетным званием «Заслуженный работник высшей школы РФ», а также грамотами краевого, городского и районного комитетов по образованию.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.