Алтайский государственный педагогический университет

» » » » Результаты научной деятельности научной школы 3

Успешная защита кандидатской диссертации Наили Абиевой, ведущего специалиста УНИЛ

Научная деятельность / Научные школы / Поэтика русской литературы / Результаты научной деятельности научной школы 3

Поздравляем ведущего специалиста УНИЛ «Культура и текст» Наилю Мисирхановну Абиеву с успешной защитой кандидатской диссертации на тему «Поэтика костюма в прозе А.П. Чехова» (научный руководитель – профессор Г.П. Козубовская).

Желаем дальнейших научных открытий, самосовершенствования, удовлетворения от познания и профессионального роста. 

Сетевое издание «Культура и текст» (с 2012 г.) 

 

Сетевое  электронное издание «Культура и текст» создан на базе непериодического издания – сборников научных трудов с таким же названием. Сборники, издававшиеся УНИЛ «Культура и текст» и кафедрами филологического факультета (начиная с 1997 года и по настоящ

ее время), собрал ученых разных профилей (литературоведов, лингвистов, философов, культур

ологов, искусствоведов и др.), сопрягая научные поиски разных школ, направлений, в том числе и зарубежных. 

 
Сетевое издание АлтГПУ «Культура и текст» официально включено в перечень рекомендуемых Высшей аттестационной комиссией рецензируемых научных изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук. Это первый ВАК-овский журнал в нашем вузе за всю его историю. 

 

Электронный журнал «Культура и текст» объединяет ученых – философов, культурологов, лингвистов, литературоведов и др., занимающихся исследованием феномена текста, «философией текста» и  его «онтологией». Текст – предмет как сугубо специальных, так и междисциплинарных исследований. 

 
В центре внимания – реконструкция и научное описание языковой и художественной картины мира в русской и зарубежной литературе, философии и т.д. Понимание литературы как части Культуры ведет к осмыслению диалогической природы самой культуры, к выявлению функции эзотерического знания, религиозной аксиологии, метафизики в построении художественной картины мира. Особый раздел составляют исследования, направленные на изучение русской литературы с учетом её духовной составляющей, опирающейся на духовно-нравственный потенциал православной культуры и библейских текстов; изучение феноменов духовной культуры, оказавших влияние на литературный процесс; анализ и интерпретация художественных текстов с учетом функционирования в них библейских архетипов. 
 
Текст понимается авторами статей как феномен культуры и как система кодов, реализующих различные культурные смыслы. Текст изучается в его многослойности, с учетом культурно-исторических смыслов, «памяти культуры». Художественный текст предстает в его развертывающемся бытии как структура, несущая в себе мотивировки «формы», ее содержательности. Методология исследования предполагает осмысление неразрывного единства «текстообразования» и «понимания» (в том смысле, который вкладывает в него В.В. Розанов), диалога культур при обязательном постижении языков культуры, предопределяющих текстовую структуру. 
 
Единый текст Культуры  исследуется, с одной стороны, как осмысление рефлексии по поводу культуры, с другой – как творческие потенции и самореализация культуры, в связи со  спецификой Слова, с учетом  его обрядовых корней, а также – в связи с музыкальным, живописным, архитектурным и др. дискурсами. Текст как самопорождающая модель, текст как авторская концепция, текст как совокупность культурных кодов и т.д. – такова предложенная проблематика исследований.
 
В редколлегию входят известные ученые России и Европы. 
Постоянные авторы – Ежи Фарыно, известный ученый-славист из Польши, молодой, перспективный славист Роман Бобрык; Агнеш Дуккон и Д.З. Йожа (Венгрия); С.М. Телегин (Москва), О.М. Гончарова, С.Д. Титаренко, В.Д. Денисов (Санкт-Петербург), М.В. и Е.Н. Строгановы (Москва-Тверь), С.В. Савинков (Воронеж), И.Е. Лощилов, В.В. Мароши, Е.В. Капинос, Г.М. Васильева и мн. др. 
Монографии

Габдуллина В.И. «Блудные дети, двести лет не бывшие дома»: евангельская притча в авторском дискурсе Ф. М. Достоевского:монография. — Барнаул: БГПУ, 2008. — 303 с.

Монография посвящена актуальной проблеме современной литературоведческой науки — исследованию духовного содержания творческого наследия Ф. М. Достоевского с точки зрения форм воплощения авторского сознания. В центре внимания исследователя притчевая стратегия авторского дискурса Достоевского, организующая биографию и творчество писателя в единый текст.

 

Козубовская Г. П. Рубеж ХІХ-ХХ веков: миф и мифопоэтика: монография. — Барнаул: АлтГПА, 2011. — 318 с.

Монография Г. П. Козубовской «Рубеж ХІХ-ХХ веков: миф и мифопоэтика» продолжает исследование мифопоэтики русской литературы, намеченное в двух предшествующих изданиях — «Русская литература: миф и мифопоэтика» (Барнаул: БГПУ, 2006) и «Середина XIX века: миф и мифопоэтика» (Барнаул: БГПУ, 2008).

В монографии анализируются формирующиеся авторские мифы в прозе и поэзии указанного периода, описаны механизмы трансформации архетипических сюжетов, мотивов, образов и т. д.

Монография адресована специалистам филологического профиля, культурологам, учителям-словесникам школ, гимназий и всем, интересующимся русской культурой.
 
Худенко Е. А. Жизнетворчество как метатекст: Мандельштам — Зощенко — Пришвин (30-40-е гг.). Барнаул: АлтГПА, 2011. — 183 с.
В монографии исследуется феномен жизнетворчества писателей советской эпохи как способ «выговаривания себя», конституирования собственной личности в пространстве тоталитарного государства. Зарождаясь в одной точке — в модернистской парадигме пересотворения себя и мира — жизнетворческие стратегии позднего О.Мандельштама, М.Зощенко периода создания научно-художественной трилогии (1933-1943) и поиски свободы М.Пришвина 40-х гг. — становятся «веерной» практической реализацией этой идеи. 
Монография адресована специалистам по истории русской литературы, теории, эстетике и философии, студентам и широкому кругу гуманитарно ориентированных читателей.
 
Куляпин А.И., Скубач О. А. Мифология советской повседневности в литературе и культуре сталинской эпохи: Монография. — М.: Языки славянской культуры, 2013. — 240 с.
Главная задача книги — изобразить советское прошлое не в привычном ракурсе истории фактов, но как историю представлений, убеждений и заблуждений среднестатистического «homo soveticus», обитателя мира сталинской утопии. Опираясь на материал литературы, кино, живописи, искусства плаката, а также на мемуары и публицистику сталинской поры, авторы исследуют специфически советское восприятие таких существенных аспектов человеческого бытия, как национально-культурное пространство, время и история, сон, телесность, еда, похоронный ритуал, транспорт, средства связи, феномен подарка и ритуал дарения, популярные формы досуга и др. Издание предназначено для филологов, историков, представителей других гуманитарных специальностей, а также для всех интересующихся отечественной культурой XX века.

Стенина В. Ф. Мифология болезни в прозе А. П. Чехова — Барнаул: АлтГПА, 2013. — 204 с.
В монографии чеховская корреспонденция и его художественная проза представлены как текст, подтверждающий теорию о проницаемости границ внетекстовой реальности и художественного творчества. Рассматривается, как мифология болезни реализуется и в письмах, и в художественной прозе писателя, организуя единый текст. Исходя из чеховской биографической ситуации врач-больной, в работе анализируется, как в прозе писателя складывается картина мира, во многом предопределенная болезнью, обозначается специфический авторский взгляд и оформляется художественная концепция. Монография адресована специалистам филологического профиля, учителям-словесникам школ, гимназий, любителям русской литературы и творчества А. П. Чехова.
 
Куляпин А.И., Скубач О. А. Мифы железного века: семиотика советской культуры 1920–1950-х гг.: монография. Изд. 2-е доп. и испр. — Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2006. — 127 с.
В книге рассматриваются такие существенные аспекты советской цивилизации, как пространственная модель мира, семиотика транспорта и средств связи, «язык» телесных деформаций, символизм похоронного обряда и некоторых популярных хобби, культура сна, феномен подарка. Монография предназначена для студентов гуманитарных специальностей, а также для всех интересующихся советской культурой 1920–1950-х гг.
  

  Козубовская Г. П. Мифопоэтика русской литературы: жанр и мотив [Текст]: монография / Г. П. Козубовская.      —  Барнаул: АлтГПУ, 2016. — 312 с.

Монография продолжает исследование русской литературы, намеченное в предшествующих изданиях: «Русская литература: миф и мифопоэтика» (2006), «Середина XIX века: миф и мифопоэтика» (2008), «Рубеж XIX–XX веков: миф и мифопоэтика» (2011). В монографии рассматриваются механизмы текстопорождения в некоторых жанрах (баллада и экфрасис), трансформация архетипических сюжетов, семантика и функции мотивов русской литературы XIX века — от К. Н. Батюшкова до А. П. Чехова. Издание адресовано специалистам филологического профиля, культурологам, учителям-словесникам школ, гимназий, студентам и аспирантам вузов, а также всем, интересующимся русской литературой.


 Литературное трансграничье: русская словесность в России и Казахстане6 коллективная монография: отв. ред В.И. Габдуллина. – Барнаул: АлтГПУ, 2017. – 290 с.

В монографии на широком литературном материале исследуются закономерности и наиболее яркие проявления процесса интеграции в русской словесности России и Казахстана в условиях трансграничности, некоторые особенности конструирования образа «другого» в русской и казахской литературах XIX – XXI вв., обнаруживаются истоки этого процесса в литературных и культурных традициях в историко-литературной перспективе. Особое внимание уделяется рассмотрению русско-казахского имагологического дискурса в региональной литературе Сибири, Алтайского края, с одной стороны, и Казахстана, с другой. Предлагается рассматривать межлитературный имагологический диалог в качестве типичной ситуации интеркультурного общения.Монография адресована филологам, культурологам, историкам и всем любителям русской словесности.

Монография подготовлена и опубликована при финансовой поддержке РФФИ и Министерства образования и науки Алтайского края в рамках научного проекта «Русская словесность на трансграничном пространстве России и Казахстана: процессы интеграции» № 16-14-22002

Учебные пособия
 
Издания
Козубовская Г.П. Поэзия А.Фета и мифология.
Учебное пособие. – Москва: Флинта: Наука, 2012. – 252 с. 
В пособии мифопоэтика А. Фета рассматривается в связи с его «органической» теорией и динамикой поэтического мышления. В центре внимания формирование художественного метода поэта – «ассоциативного символизма». Мир как Космос (мифосимволизм и мифопоэтическая картина мира, лирический субъект и его метаморфозы и т.д.) и мир как текст (сюжет и мифологический подтекст, «лирические персонажи» и их культурные коды и т.д.) исследуются в органике мира-мифа и в связи с «семантической поэтикой» Фета, преломляющей законы Космоса.
Для специалистов филологического профиля, культурологов, учителей-словесников школ, гимназий и всех интересующихся русской культурой.

Издания
Габдуллина, В.И. Авторский дискурс Ф.М. Достоевского: проблемы изучения :
учебное пособие / В.И. Габдуллина. – .Барнаул: АлтГПА, 2010. – 137 с. 
В учебном пособии предлагается методическая разработка проблемы авторского дискурса Ф.М. Достоевского. Внимание автора учебного пособия сосредоточено на теоретическом аспекте проблемы с учетом её изучения в контексте и перспективе развития истории и теории литературы. В качестве материала для анализа привлекается роман «Преступление и наказание» как наиболее репрезентативный для решения поставленных в учебном пособии теоретических и методических задач.
Учебное пособие адресовано студентам и магистрантам, преподавателям филологических факультетов вузов, учителям-словесникам.
 
Издания
Куляпин, А.И. Поэтика художественного пространства в прозе В. М. Шукшина : учебное пособие для студентов / А. И. Куляпин, З. Я. Селицкая ; Ишимский государственный педагогический институт им. П. П. Ершова. – Ишим : Изд-во ИГПИ им. П. П. Ершова, 2014. – 137 с.
 

 

Издания
Плешкова О.И. Теория литературы и практика читательской деятельности : учебное пособие. 2-е. - М.: ФЛИНТА: Наука, 2016. 208 с.
В пособии поднимаются проблемы теории детской литературы: рассматривается специфика литературы, вошедшей в круг детского чтения, намечаются пути исследования детской литературы и т.п. На материале литературы для детей рассматриваются особенности системы художественного произведения и принципы его функционирования в литературе и культуре. Пособие содержит программу лекционного курса, методические разработки практических занятий, материал для организации самостоятельной работы (систему упражнений и итоговых вопросов, варианты тестовых заданий и пр.). Предметом анализа выступают преимущественно произведения из круга детского чтения. Пособие ориентировано на теоретико-литературную подготовку будущих учителей начальных классов, а также учителей русского языка и литературы. Для бакалавров, студентов, магистрантов, преподавателей высшего и среднего профессионального образования, учителей русского языка и литературы, учителей начальных классов.

Сборники научных трудов

 
Издания
Русская словесность в России и Казахстане: аспекты интеграции: материалы международной научно-практической конференции (15-16 сентября 2011 г.) / отв. ред. В.И. Габдуллина. Барнаул: АлтГПА, 2011. 519 с.
Сборник содержит материалы международной научно-практической конференции «Русская словесность в России и Казахстане: аспекты интеграции». В центре внимания ученых из России и Казахстана вопросы состояния филологической науки, изучения региональной литературы и критической оценки произведений казахстанских авторов, пишущих на русском языке, современной лингвистики и речевой культуры, преподавания русского языка и русской литературы в школах и вузах России и Казахстана.
 
Издания
Культура и текст: культурный смысл и коммуникативные стратегии: сборник научных статей к 70-летию Ежи Фарино, известного польского слависта / Под ред. Г.П. Козубовской. Барнаул: АлтГПА, 2011. 497 с.
Очередной сборник научных статей «Культура и текст: культурный смысл и коммуникативные стратегии», посвященный юбилею польского слависта Ежи Фарино, объединяет людей, разделяющих научные идеи ученого. В статьях исследуются механизмы «памяти культуры», трансформации культурных смыслов, реализующихся в нарративных структурах, мотивах, жанровых моделях и формах.