Алтайский государственный педагогический университет

» » » » О научной школе 3
  1. Наименование научной школы «Поэтика русской литературы».
  2. Области исследования по паспорту научной специальности10.01.01  русская литература.
  3. Руководитель научной школы Козубовская Г.П., доктор филологических наук, профессор, профессор кафедры литературы АлтГПУ
  4. Направление исследований и решаемые проблемы. Область исследования  мифопоэтика, нарратология, жизнетворческие стратегии, диалог культур.
 

№п/п

Ф.И.О.

Ученая степень, ученое звание

Место работы, должность

1

Козубовская Галина Петровна

д.ф.н., профессор

АлтГПУ, профессор кафедры литературы

2

Габдуллина Валентина Ивановна

д.ф.н., доцент

АлтГПУ, профессор кафедры литературы 

3

Худенко Елена Анатольевна

д.ф.н., доцент

АлтГПУ, профессор кафедры литературы 

4

Стенина Виктория Федоровна

к.ф.н., доцент

АлтГТУ им. И.И. Ползунова, доцент кафедры русского языка как иностранного

5

Куляпин Александр Иванович

д.ф.н., профессор

АлтГПУ, профессор кафедры литературы

6

Абузова Наталья Юрьевна

к.ф.н., доцент 

АлтГПУ, доцент кафедры литературы 

7

Плешкова Ольга Игоревна

к.ф.н., доцент

АлтГПУ, доцент кафедры теории и методики начального образования

8

Абиева Наиля Мисирхановна

-

учитель русского языка и литературы в краевом центре дистанционного образования, структурном подразделении КГБОУ «Алтайский краевой педагогический лицей-интернат», ведущий специалист УНИЛ «Культура и текст».

9

Иманкулова Руфия Муслимжановна

 

-

АлтГПУ, аспирант кафедры литературы

10

Скокова Динара Сергеевна

-

АлтГПУ, ассистент кафедры литературы

11

Воробьева Татьяна Александровна

-

АлтГПУ, аспирант кафедры литературы 

12

Глазинская Евгения Тимофеевна

 

АлтГПУ, аспирант кафедры литературы

Руководитель научной школы:

Козубовская Галина Петровна

Ученая степень: доктор филологических наук

Должность: профессор кафедры литературы, заведующая лабораторией «Культура и текст», главный редактор сетевого журнала "Культура и текст"

Научные интересы: жанрология, мифопоэтика, мотивика, ольфакторика, поэтическая семантика.

Выпускница БГПИ (ныне АлтГПУ) 1973 г. В 1980 г. после окончания аспирантуры при Куйбышевском пединституте защитила кандидатскую диссертацию «Лирика Е.А. Баратынского и проблема творчества». В 1995 г. после окончания докторантуры при Институте русской литературы РАН (Пушкинский Дом) защитила докторскую диссертацию «Поэзия А. Фета и проблема мифологизма в русской литературе». С 1996 г. возглавляет научную лабораторию «Культура и текст».
Автор свыше 200 публикаций, в том числе 5 монографий, учебного пособия «Поэзия А.Фета и мифология», неоднократно переизданного («Флинта», 2012-2016).
Была победителем конкурса «Лучшая книга Алтая» в 2011 году (номинация «Лучшее научное издание»).
Под ее руководством подготовлено к защите и защищено 12 кандидатских диссертаций.
Организатор 8 международных научных конференций «Культура и текст» (1996, 1998, 1999, 2001, 2005, 2008) и главный редактор сборников, изданных на основе этих конференций.
Осуществляет научное руководство студенческой наукой. Студенты, работающие под руководством Г.П. Козубовской, неоднократно занимали призовые места в вузовском конкурсе научных работ и в научных конференциях разного уровня. Их работы опубликованы в научных сборниках Таганрога, Курска, Томска, Оренбурга, Санкт-Петербурга и т.д.

В сетевом журнале печатаются «Культура и текст» известные ученые-слависты из Польши (Е. Фарыно, Р. Бобрык), Москвы (М.В. Строганов, Е.Н. Строганова), Санкт-Петербурга (О.М. Гончарова, С.Д. Титаренко), Новосибирска (В.В. Мароши, И.Е. Лощилов, Е.А. Капинос) и др.

 

 Воробьёва Татьяна Александровна
Аспирант АлтГПУ с 2016 года. 
Научные интересы: семиотика, поэтика хронотопа русской прозы о деревне. 
Тема научного исследования: «Поэтика хронотопа писателей-традиционалистов 60-70-х годов XX века». 

Выпускница магистратуры АлтГПУ 2016 г.

Имеет ряд публикаций, посвященных изучению особенностей хронотопа в художественном мире В.М.Шукшина, в том числе в журналах ВАК. Во время обучения в магистратуре неоднократно становилась призером научно-практических конференций

 Иманкулова Руфия Муслимжановна

Ученая степень: магистр педагогического образования

Должность: аспирант кафедры литературы

Научные интересы: поэтика русской литературы, творчество А.П. Чехова, художественный бестиарий, аномопоэтика.

Выпускница магистратуры АлтГПУ по направлению «Педагогическое образование» (профиль: Литературное образование). В 2013 г. успешно защитила магистерскую диссертацию на тему: «Поэтический бестиарий ранней прозы А.П. Чехова»

Автор 11 публикаций по проблемам поэтики А.П. Чехова.

ПОЭТИКА ЖАНРОВ
 
3.1. Баллада и балладный код (Козубовская Г.П.)
   
Баллады М.Ю. Лермонтова анализируется с точки зрения жанрового архетипа. Исследуется мифопоэтическая картина мира (время и пространство, мифологемы стихий и т.д.), моделируемая игрой точек зрения, выявлена специфика лермонтовской баллады – ее сновидность, функция отдельных приемов, раздваивающих изображаемое на «достоверное» и «иллюзорное». Предложена гипотеза об архетипической основе мотивов баллады «Воздушный корабль». 
Исследуется балладный код повести М.Ю. Лермонтова «Тамань», входящей в роман «Герой нашего времени», выявляется роль и значение «встроенного» в текст «Тамани» балладного жанрового архетипа и его мифопоэтического пласта.
 
3.2.  Календарная проза Н.С. Лескова (Абузова Н.Ю.)
 
В статье рассматриваются литературные, фольклорные аллюзии, библейские реминисценции, архетипические сюжеты в святочных и рождественских рассказах Н.С. Лескова и выявляются особенности лесковского святочного хронотопа. 
 
3.3.  Поэтика М.Ю. Лермонтова (Ким В.А.)  
 
В статье, опирающейся на научную концепцию польского ученого Е. Фарыно, предлагается небольшое уточнение разработанного им материала, относительно моделей лирического «я» М.Ю. Лермонтова и их развития в поэтических текстах, а также своя самостоятельная концепция.
МИФОПОЭТИКА
Исследуется авторская картина мира, связанная с мифопоэтической моделью. 
 
 1. Мифопоэтика В.М. Шукшина  (А.И. Куляпин)
 

Изучены некоторые концепты / мифологемы в прозе Шукшина (дом, магазин, больница, ресторан, переправа, кладбище и др.), выявлена специфика их репрезентации в прозе писателя, предложена интерпретация пространственных локусов, формирующих космогонию Шукшина. Показано, что динамика в осмыслении писателем оппозиции чайная / ресторан связана с семантическим сдвигом: ранний Шукшин, ориентированный на поэтику соцреализма, приписывает конфликтам в чайной идеологическое значение, тогда как в зрелом творчестве писателя намечается тенденция к мифологизации ресторанных инцидентов. Хронотоп ресторана устойчиво увязывается с мотивами лицедейства, фальши, обмана и самообмана. Сельская чайная в отличие от городского ресторана – место встречи людей близких, хорошо знающих друг друга. В этом хронотопе развитие сюжетной коллизии обязательно сопряжено с появлением чужака. Апогей семиотизации хронотопа ресторана в творчестве Шукшина – сцена шабаша из киноповести «Печки-лавочки».

Магазин в прозе Шукшина – двоящееся пространство – вписан Шукшиным в сказочное, мифологическое пространство, а фигуры продавцов демонизированы: советские продавцы или складские работники – настоящие волшебники (правда – злые), т.к. вещи и ценности творят из ничего: полки магазинов пусты, а у них все есть. «Продавец» существует в парадигме: «чиновники – продавцы – хулиганы»: с одной стороны, работник торговли близок к власть имущим, с другой – к маргинализованным асоциальным элементам. Магазин, т.о., часть пространства насилия и власти, локус подчинения и страха. Сельмаг в художественном мире Шукшина занимает промежуточное место между собственно магазином и таким карнавализованным топосом, как базар. Праздник и Воля – центральные категории Шукшина – напрямую связаны с базаром как пространством стихийной свободы.

 
2. Мифопоэтика русской классической литературы 
 

2.1. Мифопоэтика А.П. Чехова (Стенина В.Ф.)

 

Мифология болезни в прозе А.П. Чехова: монография / В.Ф. Стенина; Алтайская государственная педагогическая академия. Барнаул: АлтГПА, 2013. 204 с.

В монографии на материале чеховского эпистолярия и художественной прозы, изучаемых как единый текст, анализируется картина мира, во многом предопределенная биографической ситуацией болезни А.П. Чехова, и оформляющаяся в прозе писателя авторская художественная концепция.

В статье выдвигается гипотеза о «патографическом тексте» АП. Чехова, формирующемся в эпистолярии писателя, который в свою очередь может рассматриваться как ключ к чеховской художественной прозе. Игра на грани литературной и реальной истории в чеховском эпистолярии позволяет говорить о сознательном моделировании текста, где рассказывание мифологизирует историю благодаря соотнесению ее с уже существующими в культуре мифами. Данная проблема – вариация вопроса об автобиографическом мифе, автомифологии и жизнетворчестве Чехова. Патография Чехова дает ключ к пониманию специфического нарратива, объединяющего реальность и жизнь, литературные сюжеты и действительность, писательство и врачевание.

Исследование мотива охоты в чеховском тексте позволяет выявить ее двуединый смысл: ритуал, связанный с православной датой окончания Петрова поста, и поведенческие стратегии персонажей, выявляющие их слабости и несдержанность.

 

2.2. Мифопоэтика костюма в прозе А.П. Чехова (Н.М. Абиева)

 

Подход, избранный Абиевой, позволяет выявить полисемантизм костюма, приблизиться к выявлению глубинных смыслов текста, не слишком очевидных при традиционном прочтении.

Н.М. Абиева, отталкиваясь от работ предшественников (статья Н. Ивановой «О Чехове и дамской моде», монографии И.А. Манкевяч «Поэтика обыкновенного. Опыт культурологической интерпретации»), предлагает свою методологию и методику исследования материала.

Научная гипотеза основана на представлении об усложнении смысла костюма (в ранней прозе он одномерен, а часто и монофункционален). Оправдано обращение к письмам писателя, в которых, по сути, сформулирована чеховская эстетика костюма и некоторые его принципы. Анализируя повести «Зеленая коса», «Цветы запоздалые» и «Драма на охоте» (недостаточно пока еще оцененные в чеховедении), Абиева, показала, как пародийность одно из составляющих общей стилевой тональности в первых двух, превращается в конструктивный принцип в третьей. И доминирующую роль в этом играет костюм. Уделяя внимание интертекстуальной детали, Абиевой приходит к выводу о неоднозначности этой детали, формирующей подтекст. Полисемантизм костюма, как это следует из работы, связан с двоящимся смыслом указанной детали: не позволяя «опрокинуть» повествование целиком в пародию, она создает полярный противовес и формирует объемность текста. Заслуживает внимание анализ повтора костюмной детали, колористической семантики, аналогий-намеков. Усложнение смысла достигается за счет многомерности цветового спектра. В анализе костюма в поздней новеллистике особенно плодотворно прослеживание семантических сдвигов в поэтике писателя, изменений семантики и функций детали (шляпы, фуражки и зонтики и др.), обыгрывание архетипических мотивов, формул и т.д.

 

2.3. Мифопоэтика художественного пространства книги А.П. Чехова (Габдуллина В.И.)

 

В статье «Париж, Вавилон и Земля Ханаанская: символические локусы в книге А.П. Чехова "Остров Сахалин”» рассматривается символика художественного пространства книги А.П. Чехова «Остров Сахалин»; выделяются локусы, носящие символику смерти и разложения (физического и духовного), названия которых заимствованы автором из Библии и всемирной истории.

 

2.4. Мифопоэтика Н.В. Гоголя (Козубовская Г.П.)


В статье рассматривается специфика мышления Н.В. Гоголя, реализовавшаяся в пейзаже сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки». Уделено внимание вегетативной символике и показано, как амбивалентная семантика вегетативной образности «обрамляет» сюжет, формируя «узлы» – «швы», сопрягающие как миры в гоголевском космосе, так и фрагменты текста. Так, рифмы растений связывает в единый узел «преступление» и «наказание», сопрягают «концы» и «начала» в повестях «Майская ночь, или утопленница», «Вечер накануне Ивана Купала». Композиционные «лакуны» восполнены имплицитно заданными и актуализованными мифопоэтическими смыслами вегетативности (запах черемухи – знак пересечения границы миров), а укрупненная деталь в картине мира (цветок папоротника) выполняет прогностическую функцию.

В статье, обращенной к неисследованному в прозе Н.В. Гоголя энтомологическому мотиву, выявляется семантика насекомых в мире-тексте и роль мотива в организации целого. Продемонстрированы возможности мифопоэтического подхода, выявляющего глубинные слои текста («память культуры»), показано, как амбивалентная образность, репрезентируемая в игре текста с подтекстом, формирует авторскую концепцию.

Исследуется семантика и функции деформации тела – мотив сломанных ног в комедии Н.В. Гоголя «Женитьба». Показано, что семантическое поле «Женитьбы» формирует фольклорно-мифологический код, связанный со свадебной обрядностью, выясняется, как мифопоэтический подтекст мотива и его роль в оформлении авторской концепции.

 

2.5. Мифопоэтика И.С. Тургенева (Козубовская Г.П.)

 

В статье исследуется специфика «костюмирования» в одном из последних романов И.С. Тургенева – «Дым». Костюм рассматривается в нарратологическом аспекте (в смене точек зрения) как элемент визуализации, «овеществляющий» персонаж и формирующий авторскую концепцию; выясняется семантика и функции костюма (вещь и метафора) в организации романного целого, мифопоэтический смысл.

В статье, посвященной семантической поэтике Тургенева, анализируются некоторые принципы авторской поэтики и механизмы миромоделирования. Обоснован оригинальный подход и продемонстрирована методика анализа текста романов И.С. Тургенева. Опираясь, с одной стороны, на фундаментальную работу об акмеистах (Ю. Левин, Д. Сегал, Р. Тименчик, Т. Цивьян «Русская семантическая поэтика как потенциальная культурная парадигма»), с другой – на концепцию В. Шмида («проза как поэзия»), автор предлагает прочтение аллюзионного слоя и анализ механизмов функционирования аллюзий в тексте, что позволяет уточнить представление о музыкальном принципе построения тургеневского романа. В статье анализируется пушкинско-фетовский аллюзионный слой романа И.С. Тургенева «Рудин», показано, как семантические цепочки, развертывая образ-аллюзию, «удерживают» его в подтекстовых смыслах, обыгрывая первообраз в полярности смыслов и тональностей.

Исследование ольфакторной поэтики И.С. Тургенева реализуется в русле микропоэтики. Показано, что в романе «Дворянское гнездо» «запахи» полифункциональны и явлены во взаимодействии текста и подтекста: с одной стороны, в. «усадебном тексте» они оформляют элегическую интонацию, связанную с мотивом несостоявшегося счастья; с другой – разрушают однозначность персонажа, прочерченную в семантических цепочках.

Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети» рассматривается в неисследованном в отечественном тургеневедении аспекте – телесности. Выявляются амбивалентная семантика, историко-культурные смыслы, нарратологическая функция, интертекстуальные связи «телесных» мотивов, а также их архетипичность. Исследование бестиарные мотивы в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» в их многослойности и неоднозначности, их интерпретация позволяют уточнить прочтение авторской концепции. Бестиарий, хранящий память о метаморфозах – превращениях человека в животное, таит в себе намек на другое измерение бытия, отрывая от эмпирического и погружая в метафизическое.

 

2.6. Мифопоэтика Е.А. Боратынского (Козубовская Г.П.)


Статья «Поэтическая философия Е.А. Боратынского: "границы бытия”».

Как подчеркивает рецензент д.ф.н., проф. Н.А. Рогачева (Тюмень), «статья представляет собой системное исследование поэтической философии Е.А. Баратынского, проведенное на основе анализа отдельных компонентов этой системы (категории числа, конца и начала, мифология возраста). Привлечение широкого контекста – лирики, писем, критических высказываний самого Е.А. Боратынского, лирических текстов его современников, античной литературы и др. – позволило убедительно доказать ключевую гипотезу статьи: оригинальная философская система Е.А. Боратынского сосредоточена на проблеме перехода человека и культуры целом от одной формы бытия к другой. Глубокое филологическое исследование нумерологии Е.А. Боратынского, представленное в статье, открывает новые возможное для интерпретации классических текстов в свете мифопоэтики числа. Считаю, что работа Г.П. Козубовской послужит основой для характеристики лирических мотивов Е.А. Боратынского с учетом динамики его художественной системы.

 

2.7. Авторская картина мира и поэтика (Абузова Н.Ю.)

 

В статьях исследуются модели мира в поэзии русских поэтов XVIII-XX вв., их специфика в связи с поэтическим мировидением и мировоззрением Ф.И. Тютчева и А. Тарковского. Проблема времени рассматривается в онтологическом и психологическом ракурсах. Анализируется мотивика, связанная с определенными комплексами (апокалиптический, катастрофический и др.), формирующими картину мира, выявляется литературная традиция (поэзия XVIIIв.), с которой поэты вступают в диалог. Особое внимание уделено проблеме катастрофизма в лирике Ф.И. Тютчева в связи с литературной традицией, заложенной в поэзии XVIII века темой времени. В качестве основополагающего выделен мотив завершенности мира.


2.8. Мифопоэтика Ю.Н. Тынянова (Плешкова О.И.)

 

В работе представлен опыт рассмотрения романа Ю.Н. Тынянова «Пушкин» в аспекте теории литературной эволюции учёного, намечены мифологические и литературные источники образа Пушкина, по-новому раскрывающие образ легендарного русского поэта.

 

НАРРАТОЛОГИЯ

2.1. Мотивика русской классической литературы (Габдуллина В.И.)
 
В главе коллективной монографии рассматривается трансформация мотива блудного сына в повествовательной структуре романов И.С. Тургенева «Рудин», «Отцы и дети», «Дворянское гнездо», «Дым» и «Новь». Анализ функционирования мотива блудного сына в художественной системе произведений Достоевского позволяет сделать вывод о его доминантном положении среди других архетипических мотивов, с которыми он, безусловно, взаимодействует, перекликается и пересекается, организуя все творчество писателя как единый текст. Вопрос об идейно-художественном диалоге между Тургеневым и Достоевским рассматривается с учетом специфики духовных исканий писателей.
Автором уточняются представления о творчестве И.С. Тургенева как «нехристианского писателя», рассматривается проблема функционирования мотива блудного сына в цикле романов, различные фазы архетипического сюжета, восходящего к евангельской притче о блудном сыне. В романе «Рудин» - фаза духовных блужданий героя, потерявшего связь с родным домом — Россией; в романах «Дворянское гнездо», «Отцы и дети», «Дым», воспроизведена модель жизненного поведения человека, отраженная в притче (тем самым признана непреложность идеи, зафиксированной в Евангелии). В последнем романе Тургенева «Новь» парадоксальным образом соединена западническая идея с евангельским императивом (Соломин — сын дьячка, отпущенный мудрым отцом «в обучение», учившийся в Англии, овладевший европейскими знаниями, вернулся «на родную почву» и основал свое дело в российской глубинке).
В статье рассматривается сквозной мотив дома, организующий художественную структуру романа Л.Н. Толстого «Анна Каренина», основной идеей которого является «мысль семейная». В основе мотива лежит христианский архетип Дома-храма семьи. Мотив дома представлен в двух вариантах: разрушающегося и созидающегося дома.
 
2.2. Проблема автора (Габдуллина В.И.)
 
Одна из наиболее спорных проблем в достоевсковедении – проблема автора, её функционирование в контексте общего интереса к вопросам авторства и разработки теории автора как субъекта творческой активности в литературоведении XX – XXI вв. В спорах вокруг проблемы авторской позиции Достоевского проявилось противоречие между разработанными академической наукой подходами к интерпретации художественного текста (с установкой на выявление авторского замысла и форм его воплощения) и отношением к тексту современной западной теории литературы, провозгласившей идею «смерти автора» (Р. Барт). Очевидно, что вопрос о формах воплощения «субъективности художника» в условиях поэтической системы Достоевского, несмотря на постоянное внимание к нему со стороны литературоведения, остается открытым и требует дальнейшего осмысления с учетом современных подходов к проблеме автора и разработки новых методологий анализа.
Проблема автора в произведениях Достоевского рассматривается в контексте общего интереса к вопросам авторства и разработки теории автора как субъекта творческой активности. Исследование имплицитных форм функционирования в тексте Достоевского авторского дискурса, прочитанного как «цепь/комплекс высказываний», репрезентирующего авторские интенции и идеологические и эстетические установки, является условием, которое позволяет интерпретировать творчество Достоевского с учетом авторской парадигмы. Утверждается, что авторский дискурс равным образом обнаруживает себя в различных, более или менее завершенных формах: в художественных произведениях, в публицистических статьях, в черновиках, во фрагментах, в письмах и т.д., во всем, что имеет отношение к тексту Достоевского в его художественном, публицистическом и документально-биографическом воплощении.
Проблема художественной рецепции читателя рассматривается на материале публицистики Ф.М. Достоевского 1840-х гг., эпистолярия писателя и его повести «Двойник». В «Двойнике» Достоевский прибегает к повествовательной форме, в которой сосуществуют несколько точек зрения: повествователя, героя и читателя. Позиции повествователя и героя дистанцированы, но в речевой сфере автор свободно перемещается с точки зрения повествователя на точку зрения героя, вовлекая в эту позиционную игру и читателя. Показано, что процесс формирования идеального читателя, призванного раскрыть потенциальную множественность значений текста Достоевского, предполагает активную позицию эмпирического читателя, дистанцирующего себя относительно «виртуального» читателя – предмета художественной рецепции автора.
 
2.3. Авторские стратегии (Габдуллина В.И.)
 
Монография посвящена исследованию литературно-критических взглядов Ф.М. Достоевского на материале «Дневника писателя» 1873–1881 гг. Литературная критика рассматривается как одна из дискурсных практик автора, а литературно-критический дискурс как элемент оригинальной синтетической структуры «Дневника писателя».
Вопрос о формах и содержании авторского дискурса Достоевского увязывается в статье с проблемой взаимодействия мысли писателя с евангельским Словом. Влияние притчевого начала проявилось в организации коммуникативной стратегии авторского дискурса в тексте Достоевского, устанавливающей особые отношения между читателем и автором, не навязывающим свою идею, подводящим к ней путем активизации читательского восприятия через систему аллюзий, вскрывающих метафизический подтекст, духовный план повествования. Притчевая стратегия авторского дискурса обнаруживает себя в создании многомерного, требующего дешифровки текста, содержащего различные смысловые пласты, по образцу и подобию евангельской притчи.
В статье анализируется речь Достоевского о Пушкине не только как вариант интерпретации пушкинского творчества, но и как акт самопознания и самораскрытия автора речи. Обосновывается гипотеза о том, что в своем «разгадывании» «тайны Пушкина» Достоевский зашифровал формулу собственного творческого развития. На примере «чужого» творчества Достоевский продолжает исследование проблемы, лежащей в основе его писательской позиции. В данном случае проявилась притчевая установка авторского дискурса Достоевского, в основе которой лежит принцип создания второго, «неявного» плана изложения.
 
2.4. Структура нарратива (Габдуллина В.И.)

Исследуются нарративные структуры как художественных произведений (повесть Ф. М. Достоевского «Записки из подполья»), так и документальных (книга А. П. Чехова «Остров Сахалин»), выявляется архетипический и культурный подтекст.
 
МЕТАТЕКСТ

4.1. Проза М. Зощенко (Куляпин А.И.) 

В статье рассматривается переход Зощенко от стилизации прозы Серебряного века к ее пародированию. В рассказе «Про попа» раскрыты полемические отсылки к творчеству А. Блока. 

4.2.  Проза Ю.Н. Тынянова (Плешкова О.И.)

Повесть Ю.Н. Тынянова «Восковая персона» рассматривается в контексте литературы о Петре I, ее притяжения и отталкивания, в частности, от рассказа А.Н. Толстого «День Петра» и его романа «Пётр Первый», обосновывается идеологический и методологический смысл пародирования, связь научных идей Ю. Тынянова с его художественным творчеством. 
Обосновывая обусловленность исторической прозы Ю.Н. Тынянова его же теорией литературной эволюции, автор статьи выдвигает гипотезу о пародировании в повести «Восковая персона» таких жанровых конструкций, как ода и панегирик, народный лубок, исторический анекдот и пр., в результате чего и появилась повесть «Восковая персона». 

4.3. Поэтика М. Волошина (Скокова Д.С.)

Статья посвящена исследованию функционирования в художественной системе М. Волошина так называемых «общих» образов, которые рассматривается на материале некоторых критических работ Волошина в контексте эстетических убеждений поэта. Особое внимание уделено образу готического собора.


Габдуллина Валентина Ивановна

Габдуллина Валентина Ивановна

Ученая степень: доктор филологических наук

Должность: профессор кафедры литературы,

руководитель программы магистерской подготовки по направлению «Педагогическое образование», (профиль: Литературное образование),

ведущий специалист по учебно-методической работе УНИЛ «Культура и текст»;

ответственный за Международное сотрудничество на Филологическом Факультете, реализует программу развития научных связей с Казахстаном.

Научные интересы: поэтика русской литературы, творчество Ф.М. Достоевского, «Евангельский текст» русской литературы, нарратология, мотивный анализ, художественная имагология.

Выпускница Семипалатинского государственного пединститута (1976 г.). После окончания аспирантуры при НГУ (Новосибирск) и защиты кандидатской диссертации – доцент кафедры русской и зарубежной литературы, декан филологического факультета СГПИ (Семипалатинск). В 1987 г. защитила кандидатскую диссертацию на тему «Литературная критика в идейно-художественной системе «Дневника писателя» Ф. М. Достоевского» в УрГУ (Свердловск). В 2009 г., работая на кафедре АлтГПА (ныне АлтГПУ), защитила докторскую диссертацию «Евангельская притча в авторском дискурсе Ф. М. Достоевского» в ТГУ (Томск).

Общее количество публикаций – свыше 180, в том числе 2 монографии («Блудные дети, двести лет не бывшие дома»: Евангельская притча в авторском дискурсе Ф. М. Достоевского» (2008 г.), «Литературно-критический дискурс в «Дневнике писателя» Ф.М. Достоевского» (2013 г.), автор раздела в коллективной монографии «Притча в русской словесности от Средневековья к современности» (2014 г.); 3 учебные пособия («Мотив блудного сына в творчестве Ф.М. Достоевского и И.С. Тургенева» (2007 г. г.), «Авторский дискурс Ф.М. Достоевского: проблемы изучения» (2010 г.), «Русская литература в контексте православной культуры» (2013 г., в соавторстве с И.Н. Островских).

Неоднократно выигрывали гранты РГНФ «Русская словесность в России и Казахстане: аспекты интеграции»

(2011, 2013 гг.), «Русская словесность в трансграничном пространстве России и Казахстана: проблемы интеграции» (2016 г.).

Редактор сборников «Филологический анализ текста» (1998-2007), также материалов научных конференций «Русская словесность в России и Казахстане: аспекты интеграции» (2011, 2013).

Член редколлегии сетевого журнала «Культура и текст».

Куляпин Александр Иванович

Куляпин Александр Иванович

Ученая степень: доктор филологических наук,

Должность: профессор кафедры литературы,

ведущий специалист по учебно-методической работе УНИЛ «Культура и текст»;

Научные интересы: семиотика советской культуры 1920–1950-х гг., поэтика русской литературы ХХ века, жизнь и творчество М.М. Зощенко.

Выпускник АлтГУ (1981 г.). В 1989 г. после окончания аспирантуры Томского госуниверситета защитил кандидатскую диссертацию на тему «Жанрово-стилевое своеобразие русской литературной критики 1790–1810-х годов» (Томский государственный университет). В 2001 г. – докторскую диссертацию на тему «Проблемы творческой эволюции В. М. Шукшина» (Тамбовский государственный университет им. Г. Р. Державина).

В 2005 г. присвоено ученое звание профессора по кафедре русской и зарубежной литературы.

Автор более 300 научных работ по истории русской литературы ХХ века и семиотике отечественной культуры 1920–1950-х гг.

В качестве научного руководителя и консультанта подготовил 17 кандидатов наук и 2 доктора наук.

Член редколлегий журналов «Критика и семиотика» (Новосибирск), «Филология и человек» (Барнаул), «Сибирский филологический журнал» (Новосибирск), «Язык. Словесность. Литература» (Москва).

Руководитель научных проектов Ишимского пединститута.

В 2009 г. получил благодарность губернатора Алтайского края за подготовку к изданию 8-томного собрания сочинений В.М. Шукшина. В 2013 и 2015 гг. был победителем конкурса «Лучшая книга Алтая». Лауреат премии Алтайского края в области науки и техники 2014г.

Студенты, работающие под руководством А.И. Куляпина, неоднократно занимали призовые места в конференциях разного уровня.

Вернуться назад1 2Следующая страница