Алтайский государственный педагогический университет

» » » Профессиональный путь педагога по материалам фондов музея истории образования имени П. П. Костенкова

Профессиональный путь педагога по материалам фондов музея истории образования имени П. П. Костенкова

Музей истории образования им. П.П. Костенкова / Библиотека музея

23 февраля 2020 года исполнилось 95 лет со дня рождения Валентины Фёдоровны Сизых, кандидата филологических наук, доцента кафедры литературы БГПИ. Еще при жизни она тесно сотрудничала с редакцией вузовской газеты «Учитель» и музеем истории образования им. П.П. Костенкова. В результате чего был сформирован её личный фонд. В него вошли фотографии из семейного архива, научные статьи и мемуарные публикации. Именно из них мы сейчас можем более полно узнать об учебе и жизни студентов и преподавателей, об эвакуации в г. Камень-на-Оби и возвращении в Барнаул БГПИ (ныне АлтГПУ) в годы Великой Отечественной войны. 

Родилась Валентина в селе Дресвянка, Маслянинского района, Новосибирской области в бедной многодетной крестьянской семье. Мечта стать учительницей зародилась еще в начальной школе. Тому послужил пример работы трёх родных тёток-учителей. Поэтому после окончания Гунихинской школы-семилетки в 1939 г. она поступила в Барнаульское педагогическое училище. Активно занималась общественной работой и училась только на «отлично». 

В 1941 г. Валентине исполнилось 16 лет. Она одновременно получила паспорт, вступила в комсомол и в профсоюз. Но мечты о счастливом будущем рухнули с началом Великой Отечественной войны. Известие о войне застало студентку 3 курса педучилища в г. Барнауле. В сентябре Барнаульское педучилище было эвакуировано в г. Камень-на-Оби и объединено с Каменским. По окончании которого в 1942 г. как отличница В. Сизых была рекомендована и принята на факультет русского языка и литературы Барнаульского пединститута. Вуз был эвакуирован в г. Камень-на-Оби осенью 1941 г., разместился в здании школы № 10 (ныне МБОУ СОШ № 3 г. Камня-на-Оби). Большинство преподавателей в эвакуацию не поехали: часть была мобилизована на фронт, часть – осталась работать в Барнауле. Сократился студенческий контингент: большинство студентов перевелось на заочное обучение, некоторые не смогли выехать в Камень, на стационаре остался только 31 студент [1, с. 29]. В годы войны на Алтай были эвакуированы из Москвы, Калинина, Сталинграда, Риги, Киева многие специалисты высокой квалификации, и в пединституте был собран сильный преподавательский состав.

По воспоминаниям В.Ф. Сизых, прибывшие в эвакуацию вузовские преподаватели производили сильнейшее впечатление на студентов: «При всех тягостных воспоминаниях о суровых, голодных годах учёбы, считаю, что моему поколению студентов необычайно повезло: нас учили настоящие профессора и доценты. Это были крупные учёные академического уровня, блестящие эрудиты. Люди высокой интеллигентности, авторы учебников для вузов. Высокий научный уровень преподавания, яркая форма подачи материала, безупречное владение словом и фактическим материалом (ни у одного из лекторов не видела ни разу каких-то записей, конспектов лекций, которые кто-то из них читал, не отрываясь то текста, перед студентами). Благодарю судьбу за то, что довелось учиться у таких крупных специалистов-педагогов» [3, с. 67].

В июне 1941 г. директором БГПИ был назначен доктор педагогических наук, профессор из Москвы П.Н. Шимбирёв, автор вузовского учебника по педагогике и многих научно-педагогических трудов. Именно он задавал тон научной работы в институте. Выступал с публичными лекциями для жителей города.

Историю педагогики читала Е.Н. Шимбирёва, интеллигентнейшая женщина, безупречно и со вкусом одетая, всегда стремительно входившая в аудиторию и чуть ли не от двери начинавшая лекцию со сводок фронта.

Сильнейшее впечатление оставил профессор МГУ Г.Н. Поспелов, автор вузовского учебника по введению в литературоведение. Стройный, подвижный, с чеховской бородкой, он усаживался за кафедрой, и начиналось чудо – стройная система понятий, терминов, соразмерность всех компонентов произведения. Лекции его были просты и изящны, как и его учебник. 

Курс по зарубежной литературе (античной, средних веков, XVIII и XIX веков) читал кандидат филологических наук, доцент В.В. Ванслов. Он приехал из Калининского пединститута (ныне Тверской госуниверситет). Красивый, несколько педантичный, с приятным негромким голосом, так «вкусно» читал, сюжеты и герои незнакомых произведений были так увлекательны, что забывались и голод, и то, что сидишь в холодной аудитории в верхней одежде.

Немецкий язык преподавал настоящий немец из Поволжья по фамилии Шварц. Позже стало понятно, как нелегко было ему, когда шла ожесточённая война с немецкими фашистами. Он был очень требовательным, знать ничего не хотел, кроме немецкого языка, самого красивого, по его мнению [3, с. 68]. Но и эта чрезмерная требовательность преподавателя сыграла положительную роль в биографии В.Ф. Сизых. При поступлении в очную аспирантуру в Ленинграде в 1954 г. уже завучем школы она смогла на вступительных экзаменах продемонстрировать чтение газетного и литературоведческого текста на немецком языке, не пользуясь словарём, будучи преподавателем литературы и русского (а не немецкого) языка.

Вуз испытывал серьёзные финансовые трудности: с задержкой приходили деньги на зарплату преподавателям и стипендию студентам. Никаких магазинов фактически не было, кое-что из одежды и еду можно было купить только на рынке. Ведро картошки стоило 200-250 рублей. Сумма Сталинской стипендии 500-700 рублей вроде бы внушительна. Но если в институтской столовой кормили очень скудно и только один раз в сутки, а хлеба по карточкам не выдавали иногда по 2-3 дня, то и Сталинская стипендия давала возможность хоть впроголодь, но быть живым. Выдержать высокие академические требования смогли единицы из студенческого коллектива. В ноябре 1943 г. в институт пришел Указ о назначении на Сталинскую стипендию, в нём перечислялись фамилии всех назначенных: из московских вузов – 11 человек, из ленинградских – 3человека, из Алма-Аты – 1, из всех сибирских вузов – 1студентка БГПИ и 1 студентка из БУИ [3, с. 69]. Это были отличники учёбы тов. Сизых В.Ф. и Рогожина М.Т. [1, с.41].

Положение первой студентки института, сталинской стипендиатки сформировало характер Валентины Фёдоровны – не только учиться лучше всех, но выполнить любое дело только на «отлично», доведя его до совершенства, причём не для похвальбы, а по внутренней нравственной потребности. Отсюда постоянное стремление знать как можно больше в своей области, постоянная учёба и ежедневное чтение [3, с. 72].

Сталинская стипендия назначалась студентам не только за академическую успеваемость. Студенты работали в подсобном хозяйстве института, на сдаче хлеба в Фонд обороны в Каменском районе, на лесозаготовках в Сузунской тайге.

В.Ф. Сизых воспоминает: «Хорошо помню дорогу туда. Долго ехали на подводе, везли с собой топоры, пилы, матрацы, какой-то запас хлеба и пшена. Бригада остановилась на постой в пустой горнице, спали на полу на матрацах, скатывая их рулонами на день к стене, укрываясь собственной одеждой. В задачу бригады порубщиков входило валить деревья, грузить бревна на автомашину, свозить их к берегу, где из них вязали плоты и сплавляли вниз по течению. В бригаде сплавщиков орудовала сама Зинаида Алексеевна Зайончковская, доцент, к. ист. н., заместитель директора института. Мне досталась роль грузчика. Я с готовностью согласилась: пилить на месте, съедаемой комарами, показалось мне прозаическим делом, я предпочла более «романтическую работу». Ума не приложу, откуда у меня, тогда молоденькой хрупкой девчонки, страдавшей от недоедания, брались силы, чтоб поднимать тяжеленные сосновые, толще моего обхвата, бревна? Должно быть, силы давали молодость и сознание долга» [5, с. 3].

Все трудности по реэвакуации вуза обратно в Барнаул в августе 1944 г. также легли на плечи студентов и преподавателей. Нужно было наладить учебный процесс и быт (общежитие находилось на 4 этаже) в здании бывшего госпиталя по ул. Н.К. Крупской, 124. Все делали сами: пилили, рубили, кочегарили по ночам, скребли и мыли, таскали, поднимали тяжести. Никакого технического персонала в институте не было: ни техничек, ни кочегаров, ни слесарей (на заводах норма хлеба была 800 гр. и в пединститут на 600 гр. никто не шел) [2, с.43].

Выполняли безвозмездную работу в помощь фронту – то Барнаульский меланжевый комбинат выделит несколько мешков с отходами – концами хлопчатобумажной пряжи, которую надо связать в одну нить и смотать в клубки (из них ткали портянки для бойцов фронта), то хлебозавод № 1 просит на ночь выделить несколько человек для упаковывания и зашивания мешков на фронт.

Тяжелый, самоотверженный труд в тылу был оценен Родиной. Свою первую правительственную награду – медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов» выпускница В. Ф. Сизых получила летом 1946 года [6].

В послевоенные годы в крае не хватало учителей с высшим педагогическим образованием. После вручения диплома с отличием молодой специалист по распределению выехала на работу по специальности в Славгородское педучилище, хотя и получила рекомендацию в аспирантуру. Через год, в 1947 г. вернулась в Барнаул и стала работать учителем русского языка и литературы школы рабочей молодежи № 6.

В 1950 г. была назначена завучем и учителем русского языка средней школы № 31 г. Барнаула. Работать приходилось в трудных условиях: не хватало школьной мебели, а количество учащихся в классе доходило до 40 человек. При этом Валентина Фёдоровна своим профессионализмом добивалась 100% успеваемости. Её статья «Моя работа над ошибками учащихся по русскому языку» была опубликована Институтом усовершенствования учителей по итогам краевой научно-педагогической конференции мастеров педагогического труда в 1951 г.

Свою тягу к науке она смогла реализовать в 1954 г. поступив в очную аспирантуру ЛГПИ им. А.И. Герцена. С гордостью подчеркивает она, что выдержала «живой» конкурс в 18 человек на три места [4]. По окончании аспирантуры в 1957 г. получила направление в Уссурийский педагогический институт, где отработала положенные 3 года старшим преподавателем кафедры литературы. В 1959 г. успешно защитила кандидатскую диссертацию по теме «Романы и повести В. Катаева 40-50-х годов». Потом работала в Красноярском, Горно-Алтайском, Новосибирском, Бийском, Барнаульском пединститутах. Общий педагогический В.Ф. Сизых стаж составляет 37 лет. После выхода на пенсию активно занималась общественной работой – около 20 лет была председателем Совета ветеранов БГПИ.

Свою судьбу Валентина Фёдоровна считала типичной для военного и послевоенного поколения: «Мы все познали безвозмездный труд, иногда за одну кормежку, труд во имя спасения Родины от чумы фашизма. Потому и наградили нас раньше, чем мы получили трудовые книжки. Хотя не награды, а мир был для нас дороже всего» [4]. Её жизненный путь может служить примером для современной молодёжи. Примером верности идеалам, твёрдости убеждений, огромной самоотдачи, профессионализма и преданности педагогической профессии.


Литература:

1. Алтайская государственная педагогическая академия – первый вуз Алтая в документах и материалах: учебно-методическое пособие: [в 3 ч.]. Ч. 1. (1933-1952 годы) / Алтайская государственная педагогическая академия; [сост.: И. Р. Лазаренко, Р. Г. Насонов, Д. В. Дьякова; авт. предисл. Н. А. Матвеева]. – Барнаул: АлтГПА, 2013. – 107 с.

2. Нам вручили правительственные награды раньше, чем трудовые книжки / В.Ф. Сизых // Этих лет не смолкнет слава: воспоминания ветеранов Великой Отечественной войны / Барнаульский государственный педагогический университет. – Барнаул, 2003. – С. 43-45.

3.Сизых Валентина Федоровна: [воспоминания] / В. Ф. Сизых // БГПУ в лицах и воспоминаниях / Барнаульский государственный педагогический университет; [под ред. Л. В. Борздой]. – Барнаул, 2003. – Ч.1 / [вступ. ст. В. М. Лопаткина]. – С. 63-72.

4. Судьба и Родина – едины! / В. Ф. Сизых // Учитель. – Барнаул, 2010.– 23 февраля (№ 2). – С. 3.

5. Студенческие, сороковые… / В. Ф. Сизых // Учитель. – Барнаул, 1983. – 12 ноября (№ 34-35). – С. 3.

6. Текущий архив АлтГПУ. Оп.6л., Св. 572, Д. 6579.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.