Алтайский государственный педагогический университет

» » » Фестиваль науки-2021 на площедке Музея
      2021 год объявлен годом науки и технологий и мы предложили нашим гостям совершить виртуальное путешествие к началу развития кибернетики, программирования и вычислительной техники в Барнауле и Алтайском крае. Все это связано с именем Альгердаса Шукиса - выпускника физического отделения БГПИ (1954). 
     Родиной его была Литва, но не по своей воле он с семьей оказался в ссылке в Алтайском крае. Здесь вырос, окончил Усть-Калманскую школу и поступил учиться на учителя в Барнаульский пединститут. После окончания института с красным дипломом он на 4 года возвращается в Усть-Калманку работать учителем. В преподавании проявился его творческий характер педагога, ученики говорили, что так необычно — «конвейерно» — их не учил никто: на уроке он вызывал к доске с письменными заданиями сразу троих учеников, а четвёртый отвечал устно перед классом, причем нужно было внимательно слушать, поскольку за дополнения тоже ставились оценки. Здесь также с помощью институтских коллег, с которыми ранее занимался научной работой, Альгирдас создал своими силами кабинет электротехники-радиотехники и школьный радиоузел, которые демонстрировались в качестве примера другим школам на Алтае.
    В 1958 г. по возвращении в Барнаул, благодаря успехам в организации школьного образования, он был сразу назначен заведующим методическим кабинетом в Алтайском институте повышения квалификации учителей. Здесь во время командировок и учёбы в Томском университете и московских институтах по роду службы он познакомился с первыми ЭВМ, программированием и основами кибернетики, которые тогда его очень заинтересовали. Видимо, тогда, в основе, и стали формироваться его научные идеи, мысли, подходы, планы, технологии — всё, что связано с теорией систем, развитием вычислительной техники и прикладной математики, постановкой обучения, масштабного распространения и реализации АСУ на практике в экономике и производстве.
     Шукис пришел в Алтайский политехнический институт, когда еще живы были отголоски представления о генетике и кибернетике как о буржуазных науках. Он провел первые занятия по программированию в 1962 году и создал первую хозрасчетную научно-исследовательскую лабораторию (НИЛ-1). Именно его можно по праву считать основателем алтайской школы информационных технологий. Он воспитал целую плеяду способных учеников в сфере информатики (в том числе — несколько докторов наук), руководителей и специалистов своего дела, умеющих думать системно, вырабатывать эффективные решения и создавать нужные вещи на основе использования компьютеров. В 1983 году А.А. Шукис вернулся в Литву и стал преподавателем Вильнюсского университета.
     Ещё в 50 лет назад он предугадал бурный рост компьютеров (когда «на старте» они были ещё ламповыми, занимая огромные помещения), направления их эффективного развития, в том числе появление планшетов и смартфонов: «Перед ЭВМ открываются громадные перспективы развития в народном хозяйстве и быту. Это и голография, и машинные коллективы, и моль-электроника, и информационные банки, и общегосударственные системы управления. Может быть, мы доживем и до „карманных“ ЭВМ». Даже для компьютера нужен учитель.











Викторина «Люди, открытия, наука». 
     Люди с самых древних времён стремились к новым техническим вершинам, от изобретения первых орудий труда до современных IT технологий. Во все века были люди, которые благодаря своим знаниям, мышлению смогли поднять науку и изобретательство на новые высоты. 
    17 января отмечается День детских изобретений, он посвящён всем юным изобретателям, без которых мы сегодня не знали бы (кстати - 17 января день рождения Б. Франклина). А почему выбрали этот день? Потому что он был изобретателем. Например, что такое плавательные ласты – это изобретение Бенджамина Франклина. 
     Мальчик Луи Брайль стал известен на весь мир, благодаря созданию шрифта, с помощью которого невидящие люди могут читать и писать. Юный изобретатель потерял зрение в возрасте 8 лет. К 15-ти годам Луи разработал рельефно-точечный тактильный шрифт, благодаря которому распознавать символы можно одним касанием пальца. Тем самым он изменил жизнь миллионов людей. Сегодня, почти два века спустя, шрифт Брайля является бесценным инструментом обучения и коммуникации незрячих людей и адаптирован для множества языков.
     13-летний ученик одной из московских школ Дмитрий Резников разработал совместно со специалистами Государственного медико-стоматологического университета уникальную зубную щетку, предназначенную специально для космонавтов, работающих на орбитальной станции. Можно перечислять детские изобретения бесконечно, вспоминая и перчатки без пальцев, и бумажный пакет с квадратным дном, и калькулятор — все это принесли в нашу жизнь гениальные умы юных изобретателей. Может Вы тоже что-то изобрели?
     В викторине «Люди, открытия, наука» ребята отвечали на вопросы из разных школьных предметов (географии, физики, химии, литературы, геометрии и истории), отгадывали ребусы и анаграммы. В конце мероприятия победителю и участникам вручили памятные дипломы.  
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.