Алтайский государственный педагогический университет

  • Традиции университета За долгие годы в университете сложились традиции, которые наполняют студенческую жизнь яркими событиями, и знакомят с особенностями педагогической профессии. Среди них культурно-массовые мероприятия, встречи с именитыми педагогами, погружение в специальность в рамках длительных практик.
  • Звездный час артистов АлтГПУ Ежегодно более ста студентов педуниверситета демонстрируют свои таланты в рамках фестиваля «Студенческая весна на Алтае». Высокие оценки членов жюри конкурса регулярно дарят артистам путевки на главное творческое событие года – Российскую студвесну.
  • Вместо летних каникул - трудовые будни Студенческие строительные отряды АлтГПУ «Ритм», «Вулкан» и «Сириус» хорошо известны за пределами Алтайского края. Их бойцы работают на социально-значимых объектах города и страны, участвуют в городской Зональной студенческой стройке «Барнаул», Всероссийской студенческой стройке «Академический» и др.
  • Профессия-птица Каждое лето студенты АлтГПУ пробуют себя в роли педагогов, работая вожатыми в детских оздоровительных лагерях. Для этого в вузе созданы педагогические отряды «Феникс», «Мечта», «Алые паруса» и «Астера». Также многие студенты являются бойцами и краевых педотрядов «Ювента» и «Аврора».
  • I российско-китайский молодежный туристический форум

    Представители молодежных организаций Китая познакомились с историко-культурным и образовательным потенциалом Алтайского края, договорились о сотрудничестве с АлтГПУ в туристско-спортивной, культурно-образовательной и медиа сферах.

  • Точка роста АлтГПУ Университет регулярно принимает участие в Международном молодежном управленческом форуме «Алтай. Точки Роста». На выставке инновационных проектов вуз традиционно презентует свои научно-исследовательские и социальные разработки, а студенты проходят обучение на образовательных площадках форума, успешно защищают свои проекты.
  • Творческая жизнь университета
     
    В педагогическом университете созданы условия для творческой самореализации студентов: вокальные и хореографические коллективы, команды КВН, конкурсы и фестивали, неординарные постановки, театральное искусство. Для каждого найдется занятие по душе!
  • Студенческие отряды АлтГПУ Студотрядовское движение имеет глубокие традиции. Строительные и педагогические отряды, отряды проводников – это не только занятость в третьем трудовом семестре, но и активная жизненная позиция в течение всего учебного года, участие в социально-значимых акциях, проектах, волонтерская помощь.
  • Студенческое самоуправление

    В университете существует развитая система студенческого самоуправления. В ее основе – объединенный совет обучающихся «Студенческий альянс». Он работает по таким направлениям, как студенческие СМИ, культурно-массовая и проектная деятельность, тьюторство, здоровый образ жизни.
  • В международном пространстве
     
    АлтГПУ сотрудничает с вузами Франции, Германии, Польши, США, Китая, Южной Кореи, Тайваня, Монголии, Афганистана, Казахстана, Узбекистана. Спектр взаимодействия широк – от программ академической мобильности преподавателей и студентов до организации совместных научных исследований.
  • Обсерватория АлтГПУ
    проводит наблюдения околоземных тел Солнечной системы, включая искусственные спутники Земли, объекты космического мусора, астероиды и кометы. Жители города и края могут принять участие в проектах «Астрономический лекторий» и «Тротуарная астрономия»
  • Алтайский государственный педагогический университет – старейший вуз Алтайского края

    За почти вековую историю из стен университета вышли более 70 000 выпускников. В вузе реализуются 82 образовательные программы бакалавриата и магистратуры, более 20 направлений послевузовского образования

bootstrap carousel by WOWSlider.com v8.6

Что необходимо изменить в системе повышения квалификации для повышения результативности деятельности учителя?

Новости жизни вуза / Колонка ректора

ВЫСТУПЛЕНИЕ И.Р. ЛАЗАРЕНКО – РЕКТОРА АЛТАЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ АКАДЕМИИ НА СЕКЦИИ КРАЕВОГО АВГУСТОВСКОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОВЕТА

 

Уважаемые коллеги!

Мы рады вас приветствовать в стенах нашей академии. Наша история насчитывает почти 80 лет и вуз имеет устойчиво высокий статус среди высших педагогических учебных заведений России.

Мы осуществляем подготовку специалистов в области гуманитарных наук, сервиса и туризма, народного художественного творчества, экономики. Но, безусловно, основным направлением в нашей работе является подготовка кадров для системы  образования региона.

 

Уважаемые коллеги! Динамика развития современного этапа развития системы педагогического образования обусловлена процессами модернизации дошкольного, общего и высшего профессионального образования, усиления роли работодателя в подготовке кадров. Как вы знаете, приоритетами развития отечественного образования сегодня выступают и инновационные подходы к развитию образования, и совершенствование системы непрерывного образования, и, безусловно, уровневое педагогическое образование. Одной из главных задач которого является подготовка будущих учителей к реализации ведущих направлений в деятельности современной школы. Это раннее развитие детей, эффективная педагогическая деятельность с одаренными и талантливыми детьми, повышение качества подготовки выпускников образовательных учреждений.

Вместе с тем, систему образования в целом, по-прежнему характеризуют такие негативные тенденции, как сокращение числа потенциальных абитуриентов, снижение качества их общеобразовательной подготовки, недостаточное соответствие качества подготовки выпускников вуза требованиям работодателя и рынка труда.

В связи с этим, спектр вопросов, которые нам предстоит обсудить на нашей секции «Совершенствование кадрового потенциала, профессиональной переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров», имеет важное значение для определения перспектив работы системы образования региона не только на предстоящий учебный год, но и на ближайшую перспективу.

Желаю всем нам плодотворной работы в поисках ответов на стоящие перед школой задачи!

1. Кто приходит сегодня работать в школы? Отвечают ли выпускники вузов современным требованиям?

По данным социологического исследования оценки качества педагогического образования в региональном педагогическом вузе, проведенного в Алтайском крае в 2010-11 годах, руководители общеобразовательных учреждений отмечают, что выпускники педагогического вуза должны уметь решать следующие профессиональные задачи:

  • взаимодействие с коллегами, образовательными партнерами – 97%;
  • педагогическое сопровождение индивидуальной учебной деятельности ребенка – 96%;
  • взаимодействие с семьей как образовательным и воспитательным партнером – 96%;
  • осуществление профессионального самообразования – 96%;
  • достижение учебных и воспитательных целей в классе – 95%;
  • эффективное использование возможностей образовательной и информационной среды – 95%;
  • разработка учебных планов и программ – 92%;
  • разработка методов и методик реализации учебно-воспитательного процесса – 86%.

Таким образом, результаты исследования показывают, что к современному выпускнику педагогического вуза предъявляется широкий спектр равнозначимых высоких требований.

Проблема состоит в том, что, по мнению работодателей, существует противоречие между тем, что должен уметь современный учитель и тем, что он реально умеет.

По мнению директоров школ, молодым учителям в большей степени удается

  • разработка учебных планов и программ (81%);
  • достижение учебных целей в классе (77%),
  • взаимодействие с коллегами, профессиональными партнерами (71%), что полностью соответствует прямым функциям учителя и является необходимым условием первичной адаптации молодого специалиста к работе в школе.

Несколько в меньшей степени молодые специалисты, по мнению экспертов, умеют осуществлять

  • взаимодействие с семьей (63%);
  • заниматься профессиональным самообразованием (62%);
  • достигать воспитательные цели в классе (61%);
  • вести педагогическое сопровождение индивидуальной учебной деятельности (57%) и
  • индивидуальной социализации ребенка – 39%;
  • эффективно использовать возможности образовательной и информационной среды (55%);
  • разрабатывать методы и методики реализации учебно-воспитательного процесса – 50%.

Логика эффективного современного педагогического образования достаточно проста.

Первоначально основательная профессиональная подготовка, направленная на формирование мировоззрения личности учителя и специальных компетенций. И это функции именно педагогических вузов. А затем – непрерывное повышение квалификации и профессиональная переподготовка учителя с целью совершенствования его профессиональной деятельности в соответствии с конкретными условиями места работы и личными потребностями.

2. Как учитывается потребность в кадрах системы образования края

при формировании госзаказа и целевого набора?

При формировании предложений на контрольные цифры (государственный заказ)

  • анализируются итоги трудоустройства выпускников, что позволяет прогнозировать потребности системы образования края и выявляет наиболее востребованные специальности с точки зрения студентов-выпускников;
  • направления и цифры согласуются со службой занятости;
  • на основе сотрудничества с базовыми школами г. Барнаула, личных контактов преподавателей в рамках научно-методического сопровождения и консультирования школ. Так было, например,  в рамках работы наши филологов с педагогами школ Косихинского района, Славгородского образовательного округа. Кстати, в этом году из Славгорода принят на филологический факультет 1 человек, а их  Родинского района – 3. Но еще раз отмечу, что это личные контакты, эти взаимоотношения не формализованы с работодателем. Наверное, имеет смысл продумать систему целевой подготовки не только как полное возмещение обучения, а именно на основе заказа конкретной школы, муниципалитета. Уверена, что прогнозный подход (муниципальный заказ, школьный заказ) к формированию госзаказа в целом позволит более эффективно обеспечивать образовательные учреждения края молодыми специалистами. 

 

3. Как профориентационная работа в вузе влияет на выбор места работы выпускников?

 

Самой актуальной проблемой совершенствования кадрового корпуса, по данным электронного мониторинга и анализа отчетов субъектов Российской Федерации, представляется привлечение и закрепление на рабочих местах молодых специалистов. Данная проблема формулируется в отчетах 47 субъектов Российской Федерации (56 процентов).

Для решения этой проблемы в стенах академии с 2010 г. реализуется Проект "Моя будущая карьера" и проводится Ярмарка Вакансий.

В Ярмарке вакансий в 2012 приняли очное участие более 35 образовательных учреждений и предприятий края, предложившие около 80 вакансий, 20 представителей работодателей приняли участие заочно. Это представители Заринского, Волчихинского, Тальменского, Поспелихинского, Шипуновского, Курьинского, Кытмановского, Змеиногорского районов, а также г. Барнаул, г. Новоалтайск.

Количество студентов посетивших данное мероприятие составило 302 (41%) человека.

В соответствии с постановлением Администрации Алтайского края от 14.12.2010 г. № 550 «О единовременном пособии педагогическим работникам из числа выпускников образовательных учреждений высшего профессионального образования, впервые приступившим к работе по специальности в муниципальных малокомплектных школах Алтайского края, расположенных в сельской местности, рабочих поселках», начиная с 2011 года, 40 выпускников вузов, желающих работать в сельских малокомплектных школах, получилит единовременное пособие в размере 100 тыс. рублей. На начало 2011 учебного года из 40 молодых педагогов — 15 получателей краевого пособия были выпускниками академии.

  В 2012 году более 33% выпускников нашей академии распределилось в образовательные учреждения Алтайского края.

5. Что необходимо изменить в системе повышения квалификации для повышения результативности деятельности учителя, и результатов ЕГЭ?

Для популяризации программ повышения квалификации в этом году в академии проведен фестиваль дополнительных образовательных услуг, в рамках которого было представлено более 40 новых образовательных программ для различных категорий педагогических работников. В нем приняло участие в качестве слушателей более 450 чел.

В качестве научно-методической поддержки учителей, и, особенно молодых специалистов, мы активизируем деятельность библиотеки академии с образовательными учреждениями.

Широко используется практика выездных курсов.

 

На данный момент в академии реализуется свыше 150 образовательных программ и модулей.

В течение календарного года мы обеспечиваем повышение квалификации и профессиональную переподготовку в среднем 1500 педагогам.

Средний бал ЕГЭ в академии по итогам набора 2012 г. – 61,68. Статистика результатов ЕГЭ среди зачисленных абитуриентов в 2012 году на очную форму обучения

 

Название группы

Средний балл

Лингвистика

75,85

Педагогическое образование

62,69

Психолого-педагогическое образование

58,42

Специальное (дефектологическое) образование

61,24

Информатика и вычислительная техника

51,10

 

Мы работаем над качеством абитуриента. Это и школа будущего учителя, и Школа словесности, предметные олимпиады. В предстоящем году мы эту практику не только сохраним, но и усовершенствуем.

 

Предложения в решение секции «Совершенствование кадрового потенциала, профессиональной переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров»:

  1. Реализовать в учебном процессе в вузе факультативные курсы, обеспечивающие пропедевтику возможных профессиональных затруднений.
  2. Увеличить спектр программ дополнительного образования студентов с ориентацией на те профессиональные затруднения, которые испытывают молодые специалисты.
  3. Расширить практику методического сопровождения выпускников вузов, том числе, в формате персонифицированного повышения квалификации, в рамках государственного контракта с Главным управлением по образованию и молодежной политике.
  4. Рассмотреть возможность возвращения к процедуре и практике целевого распределения выпускников.
  5. Использовать прогностический подход к подготовке молодых специалистов (целевое обучение на основе заявок конкретных школ, муниципалитетов).

 

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Все новости