Алтайский государственный педагогический университет

  • Традиции университета За долгие годы в университете сложились традиции, которые наполняют студенческую жизнь яркими событиями, и знакомят с особенностями педагогической профессии. Среди них культурно-массовые мероприятия, встречи с именитыми педагогами, погружение в специальность в рамках длительных практик.
  • Звездный час артистов АлтГПУ Ежегодно более ста студентов педуниверситета демонстрируют свои таланты в рамках фестиваля «Студенческая весна на Алтае». Высокие оценки членов жюри конкурса регулярно дарят артистам путевки на главное творческое событие года – Российскую студвесну.
  • Вместо летних каникул - трудовые будни Студенческие строительные отряды АлтГПУ «Ритм», «Вулкан» и «Сириус» хорошо известны за пределами Алтайского края. Их бойцы работают на социально-значимых объектах города и страны, участвуют в городской Зональной студенческой стройке «Барнаул», Всероссийской студенческой стройке «Академический» и др.
  • Профессия-птица Каждое лето студенты АлтГПУ пробуют себя в роли педагогов, работая вожатыми в детских оздоровительных лагерях. Для этого в вузе созданы педагогические отряды «Феникс», «Мечта», «Алые паруса» и «Астера». Также многие студенты являются бойцами и краевых педотрядов «Ювента» и «Аврора».
  • I российско-китайский молодежный туристический форум

    Представители молодежных организаций Китая познакомились с историко-культурным и образовательным потенциалом Алтайского края, договорились о сотрудничестве с АлтГПУ в туристско-спортивной, культурно-образовательной и медиа сферах.

  • Точка роста АлтГПУ Университет регулярно принимает участие в Международном молодежном управленческом форуме «Алтай. Точки Роста». На выставке инновационных проектов вуз традиционно презентует свои научно-исследовательские и социальные разработки, а студенты проходят обучение на образовательных площадках форума, успешно защищают свои проекты.
  • Творческая жизнь университета
     
    В педагогическом университете созданы условия для творческой самореализации студентов: вокальные и хореографические коллективы, команды КВН, конкурсы и фестивали, неординарные постановки, театральное искусство. Для каждого найдется занятие по душе!
  • Студенческие отряды АлтГПУ Студотрядовское движение имеет глубокие традиции. Строительные и педагогические отряды, отряды проводников – это не только занятость в третьем трудовом семестре, но и активная жизненная позиция в течение всего учебного года, участие в социально-значимых акциях, проектах, волонтерская помощь.
  • Студенческое самоуправление

    В университете существует развитая система студенческого самоуправления. В ее основе – объединенный совет обучающихся «Студенческий альянс». Он работает по таким направлениям, как студенческие СМИ, культурно-массовая и проектная деятельность, тьюторство, здоровый образ жизни.
  • В международном пространстве
     
    АлтГПУ сотрудничает с вузами Франции, Германии, Польши, США, Китая, Южной Кореи, Тайваня, Монголии, Афганистана, Казахстана, Узбекистана. Спектр взаимодействия широк – от программ академической мобильности преподавателей и студентов до организации совместных научных исследований.
  • Обсерватория АлтГПУ
    проводит наблюдения околоземных тел Солнечной системы, включая искусственные спутники Земли, объекты космического мусора, астероиды и кометы. Жители города и края могут принять участие в проектах «Астрономический лекторий» и «Тротуарная астрономия»
  • Алтайский государственный педагогический университет – старейший вуз Алтайского края

    За почти вековую историю из стен университета вышли более 70 000 выпускников. В вузе реализуются 82 образовательные программы бакалавриата и магистратуры, более 20 направлений послевузовского образования

bootstrap carousel by WOWSlider.com v8.6

«Все эти годы я чувствовал поддержку коллектива»

Новости жизни вуза / Колонка ректора

Долгое время Владимир Михайлович Лопаткин олицетворял собою наш  педагогический вуз и саму его сущность – высокий учительский профессионализм, сохранение традиций при планомерном развитии, пристальное внимание к каждому члену большой семьи под названием АлтГПА. Владимир Михайлович – герой нашего сегодняшнего интервью. 

 – Владимир Михайлович, вы руководили вузом в течение 15 лет. За это время у АлтГПА было немало достижений, но что составляет предмет вашей наибольшей гордости?  

– Я был избран ректором в 1997 году, и в следующем же году в стране произошла экономическая катастрофа – дефолт. Фактически все внебюджетные средства исчезли,  деньги оставались лишь на выплату зарплат и стипендий, да и те выдавались с  задержками. А материальная база вуза не финансировалась с 1991 года – окна в общежитиях кое-где были забиты фанерой, крыши текли. Спортзал корпуса на Социалистическом находился просто в катастрофическом состоянии – его стены могли обрушиться в любой момент. В таком же положении были и  мастерские. И мы буквально наскребли 50 тысяч рублей, чтобы сохранить спортзал и мастерские. Ну и, конечно,  немалое время и много сил было потрачено, чтобы восстановить материальную базу. И сегодня общежития, конечно, нуждаются в улучшении, но тогда вопрос стоял не об уровне  комфорта, а о самом факте существования общежитий. Надо было в условиях недофинансирования удержать здания от развала. Но мы все одолели, и конечно, мне приятно это осознавать. В то же время, в конце 1990-х, закладывался фундамент нового общежития для молодых семей, а достроить его удалось только через 13 лет. Проект общежития замораживали, финансирование выделялось минимальными суммами, просто по капле. Потом нам разрешили привлечь инвесторов, и с их помощью мы построили три этажа из шести. Строительство общежития стоило не только значительных денежных средств, но и немалых нервов. Зато теперь 60 семей преподавателей живут в достойных условиях. А ведь параллельно шло строительство нового корпуса! И в самом конце прошлого года мы сдали и его – почти 1,5 тысячи кв.м. учебных площадей, большая  столовая, выставочный зал... Да, я горжусь тем, что мы сумели завершить строительство в таких непростых условиях.

 – У вас есть особые воспоминания, которыми вам хотелось бы поделиться? О чем вы вспоминаете с ностальгией?

– В первые две пятилетки моего ректорства  вуз развивался быстрыми темпами. Нам удалось добиться, чтобы кандидатский диссертационный совет по педагогическим наукам стал докторским. Затем открылся диссертационный совет на инязе, а там и исторический,  филологический советы – совместно с АлтГУ, совет по математике  – на этот раз совместно с Омским государственным педуниверситетом. Практически по всем направлениям деятельности мы бурно развивались, и в федеральных рейтингах стабильно занимали верхние строчки. Например, в 2001 году наш университет  был 17-м среди российских педвузов, а были и 15-е, 16-е, 12-е места.

Ностальгия по тому времени, конечно, есть. Министерство образования предъявляло определенные требования, но они были разумными, а свобода действий – ощутимой. Сегодня мы помещены в очень жесткие рамки, выборы ректора – тому показатель. Раньше в уставах вузов было прописано: если коллектив избирает  ректора, которого по какой-либо причине не утверждает министерство, проводится повторное голосование. Если и на повторном голосовании избирают того же, Москва обязана его кандидатуру утвердить. Теперь появилась аттестационная комиссия, которая без объяснения причин вычеркивает кандидатов, предложенных коллективом. Да и по другим направлениям действия вуза сегодня очень регламентированы. А в те годы творческое начало в вузах поддерживалось. Не зря мы были экспериментальной площадкой, первыми в Сибири стали учебно-научно-педагогическим комплексом, а потом вместе с Бийским педагогическим госуниверситетам  и педагогическими колледжами организовали университетский округ. Мы и сейчас идем с опережением – создаем на базе округа образовательный кластер. Кстати, еще в 1992 году мы у себя в вузе опробировали многоуровневую подготовку специалистов – потом этот эксперимент подзабыли и до определенного времени не инициировали. Так что, кто такие магистры и бакалавры, мы на собственном опыте знали уже с 1992-го года. Кстати, библиотечные залы открытого доступа мы открыли первыми из вузов Барнаула.

Мы часто шли по пути опережающего развития – и мне бы хотелось этот факт  подчеркнуть. В ходе предвыборных дебатов прозвучало, что мы развивались «вдогонку». Мне сложно с этим согласиться, так как во многих сферах мы были в числе первых.

 А то, что произошло в 2008 году… Мы стали опять-таки первыми – из тех, кто попал в «обойму» принципиально новой политики Рособрнадзора. Тогда обещали, что за каждую копейку, несоответствующую критериям, высшее учебное заведение будут лишать статуса университета. Но данная политика коснулась только педагогических вузов. И мы были в числе первых, а  вместе с нами – кто раньше, кто позже – сменили статус Иркутский, Самарский, Бийский педуниверситеты. Почему-то эти перемены не коснулись ни медицинских, ни аграрных университетов – они проходили аккредитации без потерь и при более серьезных отклонениях в показателях. А ведь у нас было реализовано шесть показателей из семи. Это очень горькое мое воспоминание: вечером сказали, что у нас все замечательно, а утром – как обухом по голове: «Вы не прошли». Но и с этим испытанием мы справились вместе.

У нас очень хороший коллектив. Я все эти годы чувствовал поддержку, меня каждый раз избирали единогласно тайным голосованием. Осознание этого меня вдохновляло, окрыляло. Люди подчас полагают, что руководить вузом - дело легкое, сиди да руководи. Но только тот, кто отсидит в кресле ректора хотя бы год, начнет понимать суть работы. Самое тяжелое – это ответственность абсолютно за все. Студент включил плитку и угорел, или вывалился, пьяный, из окна – держи ответ перед родителями, перед обществом. Ни одно событие в вузе не проходит мимо – ты за все отвечаешь и по закону, и по совести. Я даже не знаю, можно ли руководить, не пропуская работу через сердце?

 - Как вам кажется, каковы перспективы развития вуза, в каком направлении он будет развиваться?

- Серьезной работы впереди много. Особенно если добиваться возвращения университетского статуса. То, что уже сделано, следует сберечь и преумножить – для этого требуются деньги, силы, желание. Главная сверхзадача педвузов – сохранить  самостоятельность педагогического образования в стране, взаимодействуя друг с другом.  Нам нужно развивать академическую мобильность по примеру Казахстана, но за границу выехать сложнее, чем к соседям – в Новосибирск, Томск, Омск. Сетевое взаимодействие я считаю очень перспективным направлением.

- Владимир Михайлович, какие человеческие и профессиональные качества необходимы ректору?

 - Ответственность, прежде всего. Порядочность. Патриотизм – как в отношении вуза, так и государства. Несомненно, профессионализм. А помимо того – ректор должен быть доступен для любого члена коллектива. Я, например, даже и не помню, в какое время у меня назначены приемные часы. Если я в кабинете и не занят, считаю необходимым выслушать преподавателя, студента, лаборанта – любого члена коллектива. И если я могу помочь – считаю своей задачей сделать все возможное.

 - Что бы вы пожелали всем нам – каждому сотруднику педакадемии?  

 - Мне бы хотелось, чтобы итоги выборов не повлияли на атмосферу в вузе. Пусть  выборные процессы не привнесут раздор и антагонизм, а коллектив останется дружным, работоспособным, творческим – чтобы будущему ректору было на что опереться. Я был первым ректором, избранным тайным голосованием, – в вузе нет опыта передачи власти. Хочется, чтобы мы научились проходить через этот процесс достойно, цивилизованно – без очернительства и затаптывания в грязь. Чтобы уважение к должности и всему сделанному предыдущим руководителем передавалось от одного к другому. Мы пытались идти по этому пути – Василий Никандрович Гончаров работал с нами, пока был в силе, и все, что можно было человеку предоставить, мы предоставляли. Будущему ректору я бы хотел пожелать осознания, что и он приходит на эту должность не навсегда. Ну а главное мое пожелание адресовано, конечно, нашему коллективу – сохранить согласие, мир и работоспособность. 

Подготовила Марина Михайлова

 

 

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Все новости