Алтайский государственный педагогический университет

» » » Статья к.ф.н. доцента кафедры французского языка Л.С.Рапопорт "Франция в творчестве русских поэтов"

Статья к.ф.н. доцента кафедры французского языка Л.С.Рапопорт "Франция в творчестве русских поэтов"

Центр иностранных языков Lingua / Французский лингвистический кружок (Lingua)

Франция в творчестве русских поэтов

Франция- страна, занимающая особое место в судьбах русского зарубежья и вообще русской поэзии, так как в творчестве  многих поэтов, как эмигрантов, так и просто каким-либо образом соприкоснувшихся с ней, обязательно находят себе место воспоминания, упоминания Франции, Парижа.

С середины 18-го века наши соотечественники приезжали во Францию для работы, учебы, отдыха, лечения, приобретения недвижимости, постоянного проживания. Для многих деятелей культуры и искусства из России пребывание во Франции служило мощным источником вдохновения. В период 18-19-веков здесь побывали выдающиеся представители русской интеллектуальной элиты: поэты и писатели – Тредьяковский, Фонвизин, Плещеев, Жуковский, Некрасов, Гоголь, Фет, Тютчев, Достоевский, Салтыков-Щедрин, Тургенев, Толстой, Гончаров, Чехов; философы:- Бакунин, Белинский, Соловьев, Герцен; художники - Репин, Верещагин, Поленов; ученые – Ковалевская,  и мн. другие.

В начале 20 века расцвет науки, культуры и искусств во Франции и России, а также особый характер двусторонних отношений (военно-политический союз) способствовали увеличению притока наших соотечественников на французскую землю. К этому времени Россия окончательно вошла в европейское культурное пространство, а русская интеллигенция пользовалась большим уважением в Европе. Имена выдающихся представителей «Серебряного века» тесно связаны с Францией.  В их числе писатели и поэты – Гумилев, Ахматова, Цветаева, Гиппиус, Тэффи (Надежда Лохвицкая), Мандельштам, Волошин, Куприн, Эренбург, Алексей Толстой; композиторы – Скрябин, Римский-Корсаков, Рахманинов, Глазунов, Стравинский; художники – Кандинский, Малевич, Ларионов, Гончарова, Бакст, Бенуа, Бурлюк, Попова, Коровин, Врубель, Шагал, Серебрякова и т.д.

Николай Гумилев, который в 1907 году был студентом Сорбонны, изучал старофранцузский язык,  издавал в Париже небольшой литературный журнал Сириус, в котором были напечатаны первые стихи Анны Ахматовой. Она тоже провела немало времени в Париже, позднее вспоминала о своих прогулках  по Парижу, по Люксембургскому саду вместе с художником Модильяни, вместе читая наизусть стихи Поля Верлена, радуясь знанию одних и тех же стихов. Как и другие, они много времени проводили в кафе Closerie des Lilas (хуторок, огороженный участок), на бульваре Монпарнас, куда приходили и другие русские поэты, в частности, Илья Эренбург, живя во Франции в 10-х годах 20 века, проводил там целые дни, работая над своими произведениями

Летом 1909 года Марина  Цветаева  посещает занятия по французской литературе в Сорбонне. Поклонница  Наполеона, она даже живет на улице Бонапарт. Ее пребывание в это время в Париже был плохо встречено семьей: Одна в Париже! В 16 лет!  В этом ужасном городе!

Осип Мандельштам в 1907-1909 годах изучал средневековый французский язык, позднее опубликовал эссе о Франсуа Вийоне и в своих стихах часто упоминал Францию.

В 1901 году Максимилиан Волошин посещает занятия  в Сорбонне и в Школе изящных искусств. В 1902-1909 годах он пишет целый цикл из 11 стихотворений под общим названием Париж, где он воспевает город, который любит. Кроме того, он посвятил стихотворение Версалю (Lettre, 1904) и Собору в городе Реймс (Notre-Dame de Reims, 1915).

Сложилось мнение, что русский «Серебряный век» продолжился во Франции. Так, например, Русские сезоны Дягилева в Париже стали подлинным триумфом русского театрального искусства и музыки Серебряного века, прозвучавшим на весь мир. Это было настоящим откровением для Запада.

 

Русская эмиграция во Франции

Русская эмиграция после революции – эмиграция особого рода, имеющая свои специфические черты. Эмигранты этого времени были людьми, вынужденно оказавшимися за пределами своей страны. Они не ставили перед собой меркантильных задач, не имели материальной заинтересованности. Сложившийся строй убеждений, утрата привычных условий жизни, неприятие революции и связанных с ней преобразований, экспроприация собственности и разруха определяли необходимость покинуть Россию. К этому добавлялись преследование новой властью инакомыслия, аресты, тюрьмы и, наконец, насильственная высылка из страны интеллигенции.

Данные об  эмиграции в этот период разрознены и разноречивы. Из разных источников, можно судить о 2 до 2,5 миллионов человек. Франция стала той страной, которая приняла наибольшее число эмигрантов. Есть такие данные, что в 1921-1925 годах Россию покинуло более миллиона человек, из них  очень много  обосновались во Франции. По данным Красного Креста до второй мировой войны во Франции проживало до 175 000 русских. Количество православных церквей в 20-е годы во Франции возросло до 30. В Париже и его предместьях поселилось около 53 000 русских

Париж по традиции являлся  мировым центром культуры. Поэтому преимущественное число русских эмигрантов – художников, поэтов, писателей, адвокатов, музыкантов, было сосредоточено в Париже.  Русские литераторы в эмиграции ставили перед собой особую культурную задачу: они осознавали себя хранителями родного слова на чужбине, его носителями и популяризаторами. Русские писатели и поэты не имели возможности влиться в поток французской литературной жизни (исключение Анри Труайа), им было необходимо создание собственного мира. Этот мир сложился в 20-е годы и был представлен целым созвездием имен, подобнее которому можно было  видеть лишь в Петербурге в пору духовного ренессанса начала столетия. В Париже жили Бунин, Куприн, Шмелев, Мережковский, Ремизов и многие другие. Из поэтов свою судьбу с Парижем связали Бальмонт, Гиппиус, Ходасевич, Цветаева, Иванов, Одоевцева и т.д.Уже одно перечисление имен говорит само за себя.  В Париже был создан в 20-ом году Союз русских писателей и журналистов в Париже, он просуществовал до оккупации Франции в 1940 году. Его задачей была организационная и благотворительная деятельность, направленная на поддержку начинающих литераторов. Организовывались платные концерты, творческие вечера, писательские балы, так называемые «понедельники». «Понедельники» проходили в ресторане «Прокоп». Зал ломился от публики. Это понятно – было на кого посмотреть.

  Роль катализатора интеллектуальной жизни русского Парижа 1920-1930-х годов играли еженедельные собрания писателей в доме Мережковских на рю Колонель Бонне в Пасси, получившие названия «Воскресенья» и «Зеленая лампа». Была собственная литературная периодика. Мнение, что Париж не меньше чем Москва, мог считаться русской культурной столицей, было в принципе вполне правильным.

Спор о том, оставаться ли русскими, из-за вывертов истории оказавшись на Сене, или сделаться европейцами, все реже вспоминая о старой родине, продолжался все 20 лет, в которые укладывается лучшая эпоха русского литературного Парижа. Конец этой эпохи положили война и немецкая оккупация. Столько было пережито за эти 20 лет, сколько надежд остались несбыточными, сколько пришлось перенести унижений бесправием и бедностью. Историю русского культурного сообщества нельзя назвать счастливой или благополучной, но одно оставалось неизменным : ностальгия, тоска по родине, понимание, что Париж  - это только прибежище, хотя многим там пришлось и умереть (кладбище Сент-Женевьев де Буа под Парижем, памятник Бунину в Грассе). Вот строки из стихотворения Георгия Адамовича, написанного в 1936 году:

Когда мы в Россию вернемся…

о, Гамлет восточный, когда? –

Пешком, по размытым дорогам,

в стоградусные холода,

Без всяких коней и триумфов,

без всяких там кликов, пешком,

Но только наверное знать бы,

Что вовремя мы добредем…

Или Марина Цветаева: «Родина – не есть условность территории, а непреложность памяти и крови. Не быть в России, забыть Россию – может бояться лишь тот, кто Россию мыслит вне себя. В ком она внутри – тот потеряет ее лишь вместе с жизнью».

  А также:

Дома до звезд, а небо ближе,

Земля в чаду ему близка.

В большом и радостном Париже Все та же тайная тоска…

 

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.