Алтайский государственный педагогический университет

» » » » Из истории пасхальной открытки в России
-Христос Воскресе!!!
-Воистину Воскресе!!!
Традиция обмена пасхальными приветствиями идет с апостольских времен, насчитывая около двух тысяч лет, но для историков очевидно, что такое приветствие, неизменное по сути, всякий раз отмечено и своеобразием той или иной эпохи. Это касается как словесной формулы поздравления, так и способа его передачи. Во 2 пол. XIX в. вошли в употребление т.н. «открытые письма» (после 1874 г.). Такие письма, в т.ч. и украшенные иллюстрациями (отсюда привычное «открытка»), быстро завоевали весь мир, и к концу века уже печатались в европейских типографиях миллионными тиражами. Из праздничных иллюстрированных открыток одними из наиболее популярных были именно пасхальные, украшенные изображениями зайчиков, цыплят и прочих атрибутов католической Пасхи. Они завозились и в Россию, но такие открытки не соответствовали эстетическому идеалу православного россиянина, поэтому широкого распространения не получили. В 1898 г. Издательством «Общины Святой Евгении» («Попечительного комитета о сестрах милосердия русско-турецкой войны», названной так в честь святой покровительницы патронессы Общины - принцессы Евгении Максимилиановны Ольденбургской) в г. Санкт-Петербурге была впервые выпущена серия из четырех пасхальных открыток, представлявших собой акварели на весенние сюжеты писателя и художника Н.Каразина. Это были открытки, издававшиеся с благотворительной целью, доход от их приобретения поступал в Фонд бедствующим сестрам милосердия, работавшим в госпиталях Красного Креста на полях сражений. Рисунки для открыток предоставлялись Общине бесплатно лучшими художниками своего времени: Е.Бем (Эндауровой), И. Репиным, К. Маковским, М. Вилие, Е. Самокиш-Судковской, И. Билибиным, А. Бенуа и многими другими. Тираж каждой открытки составлял 10 000 экземпляров, и за 20 лет издательством Общины было выпущено более 6 000 открыток. Необыкновенную популярность среди всех слоев населения снискали в начале ХХ века пасхальные открытки-акварели Елизаветы Меркурьевны Бем (в девич. Эндауровой), известной рисовальщицы, особенно любившей рисовать крестьянских детей, представленных в тех или иных жанровых сценках. Сопровожденные подобранными по теме (подчас ироничными, двусмысленными и «взрослыми») изречениями, пословицами или поговорками, отражавшие идеальное представление о «народе» или «народности», импонировавшее представителям всех сословий, открытки Е.М. Бем моментально раскупались. Общиной Св. Евгении было издано по эскизам художницы 68 открыток!
 К началу ХХ века многие российские и зарубежные издательства также начали выпуск пасхальных открыток для российского рынка (в т.ч. Р.Голике, Р.Люерман, О. Кирхнер, А Вильбор, издательства - «гиганты» «Ришар», «Ленц и Рудольф» (в г. Риге; с этим издательством сотрудничал ныне забытый художник Михаил Гермашев)), шведский «Гранберг», французское издательство И Лапина, немецкое издательство О.Дьяковой и др.). Западные типографии обладали передовым полиграфическим оборудованием, предлагали недорогие открытки широкого ассортимента. А некоторые западные издатели продавали в Россию готовые рисунки — клише со свободным местом для русского текста (т.н. «открытки-космополиты»).
Наиболее востребованными сюжетами для пасхальных открыток, издававшихся в России, служили виды пробуждающейся весенней природы, цветочные акварели, наиболее важные моменты храмовых богослужений праздника Входа Господня в Иерусалим (Вербного Воскресения), дней Страстной Седмицы (зажженные свечи, разносимые верующими вечером Великого Четверга по домам после утрени с чтением «12-ти Евангелий Святых Страстей Христовых» (т.н. «четверговый огонь»)) и Светлого Христова Воскресения (внутренний вид церковного алтаря, освящение пасхальных трапез, пасхальный крестный ход, пасхальные блюда (крашеные яйца, куличи, пасха) и традиционное убранство праздничного стола). Были очень популярны и сюжеты, связанные с народными пасхальными традициями (например, катание яиц, христосование и т.д.).
В 1914 - 1917 гг. популярными становятся сюжеты пасхальных открыток, связанные с событиями I мировой войны, изображающие воинов на полях сражений; солдат, возвратившихся с фронта, раненых бойцов на больничных койках в госпиталях, сестер Красного Креста, в том числе императрицу Александру Феодоровну и великих княжен; сестер милосердия и детишек, собирающих гостинцы в действующую армию. Популярны были открытки, изображавшие христосование Государя Николая Второго в дни Пасхи в войсках, дарение им пасхального яйца простому пехотинцу, а также Государя с наследником цесаревичем Алексеем Николаевичем во время поездок на фронт...
 После революции 1917 г. пасхальные поздравительные открытки надолго исчезают из обихода советского общества, хотя нельзя отрицать, что некоторые их декоративные элементы и стилевые особенности были приспособлены для открыток, приуроченных ко вновь появившимся в России светским праздникам. В этот период печатание пасхальных открыток продолжалось в среде русской эмиграции. В 1950-1960-х гг. парижские и нью-йоркские частные издательства, а также издательство Свято-Троицкого монастыря в Джорданвилле (США) издавали почтовые открытки к Пасхе. Главным образом, на них изображались пасхальные кушания, сцены, связанные с праздником и проч., причем все изображения носили несколько идиллический характер и имели ностальгический оттенок. Подчас за кисть брались непрофессиональные художники, самоучки. Например, бывший некогда ротмистром Неженского 18-го гусарского полка Контантин Николаевич, поселившись в Америке, освоил открыточное дело и создал множество прелестных пасхальных открыток. Известным мастером, написавшим 78 иллюстраций для пасхальных открыток, был архимандрит Киприан (в миру К.Д. Пыжов, уроженец г. Санкт-Петербурга). Начиная с 1954 г. издательство Свято-Троицкого монастыря в Джорданвилле начало выпуск открыток по его эскизам. На одной из них (1963 г.) арх-т Киприан изобразил Пасхальный крестный ход... Пасхальные открытки, издававшиеся эмигрантами из России, тратившими порой последние деньги на их издание, были необыкновенно важны для их создателей, как трогательная ниточка, связывающая их с утраченной родиной...
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.