Алтайский государственный педагогический университет

» » » Лаборатория социогуманитарного образования

Лаборатория социогуманитарного образования

Лаборатория педагогических технологий социогуманитарного образования (ЛПТСГ) организована по решению Ученого Совета БГПУ на историческом факультете при кафедре права и методики преподавания истории. Создание лаборатории связано с тем, что в условиях модернизациии образования возникла потребность изменения форм и методов работы с учебными заведениями и районными методическими объединениями, АлтГУ, АИПКРО. Цель создания лаборатории: совершенствования процесса преподавания социогуманитарных дисциплин на основе принципов гуманизации, гуманитаризации, интеграции.

Перед лабораторией были поставлены следующие задачи:

1.      Обобщение и систематизация уже имеющегося опыта преподавания в городе и крае, создание банка данных по педагогическим технологиям указанного профиля.

2.      Разработка учебно-методических комплексов по обозначенным выше дисциплинам.

3.      Организация конференций, круглых столов, методических совещаний по проблематике лаборатории;

4.      Оказание методической помощи в аттестации учителей, проведение экспертизы авторских программ и учебных пособий;

5.      Совершенствование подготовки преподавателей социогуманитарных дисциплин в вузе, организация научно-исследовательской работы учителей и студентов;

6.      Публикация материалов, связанных с обозначенной проблематикой в альманахе, сборниках статей и тезисов.

Теоретико-методологической основой деятельности лаборатории являются: системно-философский подход в социальной философии и философии образования; концепция интегративного обучения; принципы гуманитаризации образования; социально-философский принцип приоритета духовно-нравственных начал в жизни человека и общества, в учебно-воспитательном процессе; идеи личностно-ориентированной педагогики; принципы психологизма, валеологизма и экологизма образовательных технологий.

Руководителем лаборатории является кандидат философских наук С.В. Хомутцов, сотрудниками — заведующая кафедрой, кандидат педагогических наук, доцент И.И. Макарова, кандидат педагогических наук, доцент Л.Ю. Головеева, кандидат исторических наук, доцент Т.П. Бородулина, доцент, кандидат юридических наук Н.И. Калашник, доцент, кандидат юридических наук А.А. Корчагин, старшие преподаватели В.М. Вдовина, И.Т. Матрохина, , Т.Л. Платунова, Т.А. Медведчикова заведующая кабинетом О.М. Гайдукова, представители районных методических объединений г. Барнаула.

За прошедшее время сложилась устойчивая форма взаимодействия кафедры и лаборатории: с одной стороны, кафедральная работа способствует укреплению позиций лаборатории как структуры факультета, с другой стороны, функционирование лаборатории расширяет и углубляет проблематику кафедры.

На базе лаборатории разработаны учебные программы по курсам истории Отечества, обществознания в старших классах, проходит апробацию программа подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ по истории и обществознанию, совершенствуются программы по методике преподавания истории и обществознанию.

Лаборатория осуществляет связь с базовыми учебными заведениями: Алтайским краевым педагогическим лицеем (АКПЛ), школами 45, 60, 69, 122, краевым педагогическим колледжем, где сотрудниками лаборатории читаются учебные курсы, проводятся методические совещания.

В условиях модернизации образования особое внимание уделяется методической работе по углублению профилизации исторического и обществоведческого образования в школе. Для чего разрабатаны программы профильного обучения в специализированных классах (АКПЛ, лицей 122), обобщается опыт работы в классах естественнонаучного, языкового, гуманитарного профиля, планируется проведение семинаров и круглых столов по проблемам профильного образования. Преподаватели кафедры готовят группы учащихся к единому государственному экзамену по истории и обществознанию (школа № 45, Центр подготовки к ЕГЭ: предвузовская подготовка). В январе 2004 г. (во время проведения краевой исторической олимпиады) был запланирован и организован круглый стол «Проблема преподавания истории в условиях профилизации образования: теория и практика»; на ноябрь 2004 г. принято решения в рамках Третьей межрегиональной научно-практической конференции «Проблемы социогуманитарного образования» организовать работу секции «Преподавание истории в классах разного профиля».

Печатным органом лаборатории стал ежегодный альманах «Предметно-педагогическое творчество». В нем имеют возможность публиковаться не только преподаватели вуза, но также студенты и учителя. Кроме того, на базе лаборатории каждый год проводится научно-практическая конференция «Проблемы социогуманитарного образования региона», по итогом которой издаются сборники материалов. На этих конференциях, делятся опытом работы творчески работающие учителя школ, с докладами выступают преподаватели вузов, осуществляется встреча с авторами учебников и с работниками издательств. При этом наметилась тенденция расширения контактов с соседними регионами — Новосибирской и Томской областями, республикой Алтай.

За два года существования вокруг лаборатории сложился круг единомышленников, которым не безразлично будущее региона. Лаборатория приглашает к сотрудничеству всех заинтересованных лиц, всегда открыта для творческого общения и конструктивной критики.