Алтайский государственный педагогический университет

» » » » Деятельность УНИЛ "Социология образования"

Кафедра на постоянной основе ведет сотрудничество с учебно-научно-исследовательской лабораторией АлтГПА «Социология образования», реализуя прикладные социологические исследования по проблемам образования и молодёжи.

 

Данный материал опубликован // Образование и общество. – 2008. – № март-апрель № 2 (49). – С. 60-62.

 

Учебно-научно-исследовательская лаборатория

Барнаульского государственного педагогического университета

«Социология образования»: опыт работы и перспективы

 

Растова Л.М., к. филос.н., профессор, заведующая УНИЛ «Социология   образования» БГПУ,

Матвеева Н.А., д. с. н., профессор, заведующая кафедрой социологии и политологии БГПУ

 

В Барнаульском государственном педагогическом университете социологические исследования образования имеют давнюю традицию. В 1960-70-е годы активно изучались проблемы адаптации молодых учителей, влияние образования на производительность труда. В 1980-е годы под руководством С. И. Григорьева на базе вуза работал межвузовский общественный научно-исследовательский центр, участвовавший вместе с социологами других регионов в реализации всесоюзного проекта «Пути поколения». В конце 1980-х годов социологи БГПУ работали в исследовательской программе «Общественное мнение», которая функционировала при Госкомитете СССР по высшей школе под руководством профессора А. А. Овсянникова.

Накопленный опыт участия в масштабных социологических исследованиях и наличие определенного авторитета социологов вуза в научной среде позволили ходатайствовать перед Министерством просвещения РСФСР об открытии в Барнаульском госпединституте научно-исследовательской социологической лаборатории. Приказом Министра в 1990 году в БГПИ открыта научно-исследовательская лаборатория «Социология народного образования», которая позже стала учебно-научно-исследовательской.

В лаборатории работают сотрудники с большим опытом ведения социологических исследований, высококвалифицированные специалисты, чьи научные труды известны не только на Алтае, но и за его пределами: профессора Н. А. Матвеева и Л. М. Растова, доценты С. Г. Абрамкина и Н. А. Еньшина. Лаборатория имеет современное программное и организационно-техническое обеспечение. Работы ведутся по нескольким взаимосвязанным направлениям, имеющим как теоретический, так и прикладной характер.

С самого начала лаборатория поддерживает сотрудничество с социологами других вузов, городов, регионов. Это дает возможность осуществлять масштабные научные проекты в условиях ограниченных финансовых возможностей, способствует росту профессионализма исполнителей, поддержанию качества работы. Важность регулярных контактов с коллегами из других научных центров очень велика, обеспечивает лучшую ориентацию специалиста в современном социологическом сообществе, в проблематике своей работы.

В первой половине 1990-х годов коллектив социологической лаборатории совместно с социологами Алтайского государственного университета участвовал в завершающем этапе всесоюзного (позже – международного) проекта «Пути поколения». В Алтайском крае реализовано два этапа исследования, в котором анализировался процесс жизненного самоопределения когорты молодого поколения с момента окончания среднего учебного заведения.

В начале 1990-х годов в составе рабочих групп программы «Общественное мнение» сотрудники лаборатории участвовали во всесоюзных и всероссийских исследованиях в области социологии образования и молодежи: «Социально-психологическое самочувствие женщины-педагога», «Современная школа: проблемы обновления», «Современная молодежь: надежды, ценности, идеалы» и др. Совместно с коллективом НИЛ «Перспектива» (г. Ульяновск) выполнен всероссийский проект по изучению жизненных планов выпускников школ.

Вместе с тем, коллектив лаборатории в этот период проводил и локальные исследования по проблемам образования и молодежи: краевого, городского, районного уровня. В условиях роста безработицы коллектив УНИЛ по заказу Комитета администрации Алтайского края по делам молодежи осуществил изучение проблем трудоустройства молодежи на Алтае. В 1999 году по репрезентативной выборке, в которую вошли студенты государственных и негосударственных вузов Алтайского края, был реализован проект «Социальный портрет современного студента». В итоге всех исследований готовились рекомендации для органов власти, общественных организаций, образовательных учреждений, работодателей по созданию благоприятных условий профессионального самоопределения юношей и девушек.

Высокую оценку руководителей школ, учителей получили исследования состояния социально-психологического климата в педагогических коллективах школ г. Барнаула. Коллектив УНИЛ предпринял и обстоятельное изучение проблем сельской школы. Материалы исследования стали источником для разработки предложений по развитию сельской школы в рамках краевой Программы по сохранению и развитию образования. Обсуждение полученных материалов проходило на педсоветах, семинарах-совещаниях, по итогам данных исследований были осуществлены публикации в краевой печати (журнале «Диалог»).

Развивая творческое сотрудничество с другими социологическими центрами, коллектив лаборатории объединил свои усилия с социологами института философии и права, института экономики Сибирского Отделения РАН, Новосибирского государственного педагогического университета по изучению социального качества российской молодежи XXI века. В 1999 году в рамках указанного научного направления был реализован проект «Учащаяся молодежь в экономическом пространстве: установки, поведение, отношение к богатству» (научный руководитель проекта д.с.н., профессор НГПУ Л. Г. Борисова) при поддержке Российского гуманитарного научного фонда РГНФ-99-03-1977а. Был подготовлен инструментарий и проведен анкетный опрос выпускников городских школ различных регионов Западной Сибири, сельских районов Новосибирской области и Алтайского края.

Результаты исследования всесторонне представлены в материалах Всероссийской научно-практической конференции «Теория и практика воспитательной работы в высшей школе» на базе БГПУ в 2000 г., в сборниках статей «Социальное качество российской молодежи на рубеже веков» и «Сельская школа и ее выпускники» (под редакцией Л. Г. Борисовой, Н. А. Матвеевой и Л. М. Растовой). Участников исследовательского коллектива вдохновляет тот факт, что данные публикации не только пользуются большим спросом среди социологов Алтая и других регионов России, но и востребованы в практической деятельности органами власти Алтайского края.

В 2005-2006 годах коллектив УНИЛ выполнил II этап межрегионального исследования «Социальное качество российской молодежи на рубеже веков» по инструментарию, сопоставимому с содержанием анкеты 1999 года. По репрезентативной выборке тогда были опрошены выпускники школ Алтайского края и Новосибирской области. Получены новые данные, позволяющие оценивать социальное качество современной молодежи в динамике, вести межрегиональный сравнительный анализ.

Результаты исследования нашли практическое применение в процессе подготовки специалистов по организации работы с молодежью Алтайского края. Сотрудники УНИЛ выступили с докладами по актуальным проблемам молодежи на заседании Общественной палаты Алтайского края. В 2007 году по грантовой программе Администрации Алтайского края УНИЛ лаборатория провела краевой научно-практический семинар «Социологическое сопровождение организации работы с молодежью». В рамках подготовки к нему сотрудники лаборатории опубликовали сборник статей и материалов «Актуальные проблемы молодежи (социологический аспект)», содержащий результаты исследования 2005-2006 годов. С. Г. Абрамкина и Н. А. Еньшина издали учебно-методическое пособие для специалистов по работе с молодежью «Методика проведения социологического исследования».

Коллектив УНИЛ уделяет внимание вопросам учебной деятельности, повышения социологической культуры будущих педагогов. Участие лаборатории в учебном процессе принимает различные формы. Во-первых, УНИЛ располагает обширными банками данных всех проведенных исследований, которые преподаватели активно используют на лекциях и семинарах. В лаборатории сосредоточен фонд социологической литературы, к которой обращаются студентами. Студенты, в свою очередь, пройдя соответствующую подготовку, участвуют в социологических исследованиях. Так, доцент С. Г. Абрамкина руководила коллективом студентов по изучению проблем молодой и студенческой семей. Опрос проводился по межвузовской выборке, в результате исследования были разработаны рекомендации для администрации вузов и студенческих профкомов. Доцент Н. А. Еньшина руководила работой студенческих исследовательских групп по теме «Профессиональная направленность выпускников факультета математики и информатики». Профессор Н. А. Матвеева возглавляла исследовательские студенческие группы по теме «Социальные проблемы многоуровневой подготовки современного учителя». Профессор В. И. Матис много лет работал в лаборатории, организуя студентов и молодых ученых в изучении проблем поликультурного образования и подготовки педагогов для школ поликультурной модели. Изданный им учебник «Педагогика межнационального общения» (Барнаул, 2003) востребован студентами и аспирантами, педагогами-практиками, специалистами.

Опираясь на материалы социологических исследований, студенты готовят выпускные квалификационные работы, магистерские диссертации по гуманитарной и социально-педагогической тематике. Доброй традицией становится постепенное перерастание лучших магистерских диссертаций в кандидатские (Н. В. Гамершмид, Ю. Н. Кондаковой, Н. В. Тумбаевой).

Успешно ведет исследование формирования жизненных планов выпускников школ аспирантка Л. В. Рыжикова. Проблемой формирования исторической памяти молодежи занимается аспирант В. В. Кулиш. На материалах проведенных исследований процессов отчуждения подростков от семьи и школы защищена кандидатская диссертация Т. Г. Кулаковой. Успешный путь этих молодых ученых во многом связан с работой лаборатории.

В 2002 году по заказу Национального фонда подготовки кадров коллектив лаборатории выполнил комплексное исследование по теме «Актуальные проблемы подготовки педагогических кадров в Алтайском крае (социологический анализ)». Значимость данного исследования состоит в том, что оно рассматривает вопросы инновационных подходов к подготовке педагогических кадров в рамках Алтайского университетского школьно-педагогического округа. В развитие данной тематики в 2006 году опубликована коллективная монография «Педагогические кадры – основа инновационного развития образования» под редакцией Л. М. Растовой, соавторами которой являются сотрудники лаборатории, преподаватели других кафедр БГПУ, социологи НГПУ и Академгородка (г. Новосибирск).

УНИЛ «Социология образования» постоянно проводит исследования по социальному заказу администрации вуза. За 10 лет проведены исследования по вопросам исторического сознания молодежи, преодоления явлений наркомании в студенческой среде, многоуровневого педагогического образования, формирования здорового образа жизни, организации питания в вузе и др.

Особую значимость приобрели исследования социально-психологической адаптации первокурсников в вузе и организации студенческого самоуправления в университете (2004-2007 годы). Их результаты и практические рекомендации легли в основу создания в вузе Алтайского краевого молодежного кризисного центра, обеспечивающего психолого-медико-социальную поддержку юношей и девушек. Они стали базой для концепции студенческого самоуправления в вузе, организации студенческого Совета университета.

Большое место в работе УНИЛ «Социология образования» занимают исследования духовной жизни студенчества в БГПУ, традиционные с 1980-х годов. В 2006-2007 году в БГПУ проведено исследование по теме «Читательские предпочтения студентов». Выявленные проблемы духовного развития будущих педагогов обсуждались на международной научно-практической конференции «Воспитание читателя: теоретический и методический аспекты» (Барнаул, 2007).

Коллектив лаборатории развивает сотрудничество со школами в рамках Алтайского университетского школьно-педагогического округа на основе договоров (МОУ «Лицей № 101», «Сигма», «СОШ № 10» г. Барнаул, Дом детского и юношеского творчества Тюменцевского района, МОУ «СОШ № 5» г. Заринск). Лаборатория консультирует руководителей и педагогов городских и сельских школ, учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования Алтайского края по вопросам организации научно-исследовательской работы школьников и студентов.

В последние годы усилия УНИЛ «Социология образования» направлены на организацию и проведение мониторинговых исследований системы образования Алтайского края. В 2006 году по заказу Национального фонда подготовки кадров под руководством профессора Н. А. Матвеевой осуществлены мониторинги по направлениям: «Оценка доступности качественного общего полного среднего образования в рамках учреждений общего и начального профессионального образования» и «Оценка реальных и потенциальных последствий образовательных реформ для учителей». Аналитические отчеты по результатам исследования опубликованы. Результаты исследования представлены вниманию общественности в телевизионных передачах «ТV-Катунь», статьях в издании «Литературная газета. Алтай». Материалы исследования и практические рекомендации представлены в докладах Н. А. Матвеевой и Л. М. Растовой на Депутатских слушаниях Алтайского краевого совета народных депутатов.

В 2007 году по заказу Межрегиональной ассоциации мониторинга и статистики образования коллектив под руководством Н. А. Матвеевой реализовал проект «Апробация программы мониторинга состояния системы образования детей старшего дошкольного возраста в пилотных регионах (на примере Алтайского края)» в рамках всероссийского исследования. Разработанный инструментарий апробирован и рекомендован к использованию в регионах России. Коллектив авторов ведет работу над монографией по проблемам доступности дошкольного образования в России.         

Коллектив УНИЛ «Социология образования» БГПУ совместно с учеными Института философии и права и Института экономики СО РАН, Новосибирского государственного педагогического университета продолжает работу по проекту «Социальное качество молодежи XXI века». В ближайших планах социологов – работа над новой монографией по проблемам социализации молодежи.

В своих теоретических и эмпирических исследованиях УНИЛ «Социология образования» развивает положения неклассической социологии образования, теории социальной инерции в образовании, разработанные ранее в монографиях С. И. Григорьева и Н. А. Матвеевой (Неклассическая социология образования начала XXI века. Барнаул, 2000), Н. А. Матвеевой (Инерционность системы образования в России: теория, методология и опыт социологического исследования. Барнаул, 2004), учебном пособии «Современная социология образования» (Ростов-на-Дону, 2005). Готовятся к изданию новые монографии «Инерционность системы образования в России: неклассический социологический анализ», «Социальная культура студенчества».

Все многолетние теоретические и эмпирические исследования сотрудников УНИЛ «Социология образования» БГПУ направлены на формирование социологического сознания в педагогической среде, понимания роли социологических исследований в управлении образованием и в совершенствовании педагогического процесса, в организации работы с молодежью.

 

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.